Прежде всего это касается, конечно, Грузии. Очень похоже на то, что Михаил Саакашвили полностью доверил судьбу своей страны американским советникам, а те явно готовы сделать Кавказ очередной, после Афганистана и Ирака, точкой приложения своих усилий. По крайней мере, последние дипломатические демарши Вашингтона в этом регионе очень хорошо согласуются с грузинскими действиями относительно Абхазии и Южной Осетии.
Интересно, что главным «ньюсмейкером» по ситуации в этих непризнанных государствах с американской стороны начал выступать сопредседатель Минской группы по Нагорному Карабаху и помощник заместителя госсекретаря США Мэттью Брайза. Это косвенно свидетельствует о «внутреннем» расширении его полномочий практически на весь Кавказский регион, который соответственно уже рассматривается Вашингтоном как единое «оперативное пространство», от Азербайджана до российского Северного Кавказа.
Подтверждает данную тенденцию и назначение послом США в Армении Мари Йованович, уже зарекомендовавшей себя в Украине и Кыргызстане специалистом по «цветным революциям». Характерно, что это кадровое решение ведомства Кондолизы Райс «удивительным образом» совпало не только с массовыми протестными акциями прозападной оппозиции, во главе которой стоит бывший президент Армении Левон Тер-Петросян, но и с резкими действиями Тбилиси против армянского населения в районе Ахалкалаки.
Уши любимого американцами метода «сетевого управляемого хаоса» можно разглядеть в таких, например, деталях, как создание ситуации гуманитарной катастрофы в столице Южной Осетии – Цхинвале. Фактически месячное прекращение водоснабжения города вкупе с постоянными обстрелами уже привело к массовой эвакуации стариков, женщин и детей на российскую территорию. Что это, как не типичная «война без войны»?
Или взять настоящий всплеск терактов в Ингушетии и Дагестане – что это такое, если не намеренная дестабилизация обстановки на российском Северном Кавказе?!
Разумеется, возникает вопрос: с какими целями Вашингтон может осуществлять такую стратегию «управляемого хаоса» на границах России в целом и на Кавказе в частности?
Прежде всего это стремление республиканской администрации обеспечить «преемственность власти» – от Джорджа Буша-младшего к Джону Маккейну, что выглядит маловероятным без апелляции к американскому патриотизму, лучшее патентованное средство для возбуждения которого – «маленькая победоносная война» где-нибудь вдалеке от границ США. Долгое время на роль объекта такой войны выдвигался Иран в связи с его «незаконной» атомной программой. Но негативный опыт оккупации Ирака, достаточно серьезный военный потенциал «страны исламской революции», а также связи Тегерана с КНР и с верхами демократических оппонентов «партии слона» всякий раз срывали эти планы.
В этих условиях конфликт на Кавказе выглядит в глазах вашингтонских «неоконсерваторов» все более привлекательной альтернативой «иранскому варианту». Причем ни о каком отстаивании «интересов Грузии» речь не идет – задачей кавказской политики США, судя по всему, является полная перекройка политической карты региона, превращение его в свой геостратегический плацдарм и «вытеснение» отсюда России.
Именно этим обстоятельством объясняется эскалация именно грузино-осетинского конфликта при затухании грузино-абхазского. Дело в том, что абхазы тесно связаны с такой структурой, как Конфедерация горских народов Кавказа, и любые действия официального Тбилиси против Сухуми автоматически превращали мусульман Северного Кавказа во врагов Грузии, что, в принципе, позволяло России выступать в роли третейского арбитра между обитателями «сопредельных гор». В случае же Южной Осетии ситуация принципиально иная. Здесь вмешательство российских властей – хотя бы на уровне Республики Алания – Северная Осетия – практически гарантировано, и это автоматически переводит Россию в статус одной из противоборствующих сторон конфликта.
Разумеется, боеспособность частей грузинской армии – даже с учетом возможной инфильтрации в них «диких гусей», а также турецких и исламских «добровольцев» – недостаточно высока, чтобы противостоять даже минимальному вмешательству российских вооруженных сил. Но любой факт такого вмешательства станет предлогом для моментальной американской реакции – например, по официальной просьбе того же президента Грузии Михаила Саакашвили.
Дальнейшее не так трудно предвидеть – прекращение боевых действий и многосторонние переговоры с давлением Белого дома на Кремль. Результатом которых может стать признание независимости Абхазии – под фактическим американским протекторатом, создание опять же независимого объединенного осетинского государства – под совместные гарантии Вашингтона и Москвы, ввод в Аджарию турецких войск, а также передача Армении Ахалкалакского района (Джавахка) в обмен на решение карабахского конфликта с предоставлением Азербайджану «нахичеванского коридора».
В результате Соединенные Штаты получают весьма перспективные позиции для дальнейшего усиления своего влияния в стратегически важном Прикаспийском регионе. Что может служить немаловажным аргументом для прохождения действий республиканской администрации через Конгресс США.
При этом «украинский» и «балтийский» фронты, развернутые американцами против России, тоже активизируются, но будут выполнять, скорее всего, вспомогательные функции. Хотя и развертывание элементов системы ПРО в Польше и Чехии, и вступление Украины в НАТО, и возможный раздел Молдовы на «румынскую» и «украинскую» части тоже ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.
Но главное, надо понимать, что данный сценарий – уже не чьи-то безответственные геополитические фантазии, а реальность, которая стучится в ворота России.