На границах – тучи

То, что происходит сегодня на наших границах, живо напоминает о временах антисоветского «санитарного кордона» 20–30-х годов прошлого века. Разумеется, с поправками на нынешнюю геополитическую реальность. Сегодня роль «Малой Антанты» по отношению к Российской Федерации исполняют не столько Польша с Румынией, за которыми стояли Франция и Великобритания, сколько Украина с Грузией, за которыми стоят Соединенные Штаты Америки. Впрочем, есть еще прибалтийские страны – непременные участники любой антироссийской комбинации на европейском пространстве. И поведение данной компании, которая все время активно «дружила против» России, теперь просто зашкаливает за критическую черту.

Прежде всего это касается, конечно, Грузии. Очень похоже на то, что Михаил Саакашвили полностью доверил судьбу своей страны американским советникам, а те явно готовы сделать Кавказ очередной, после Афганистана и Ирака, точкой приложения своих усилий. По крайней мере, последние дипломатические демарши Вашингтона в этом регионе очень хорошо согласуются с грузинскими действиями относительно Абхазии и Южной Осетии.
Интересно, что главным «ньюсмейкером» по ситуации в этих непризнанных государствах с американской стороны начал выступать сопредседатель Минской группы по Нагорному Карабаху и помощник заместителя госсекретаря США Мэттью Брайза. Это косвенно свидетельствует о «внутреннем» расширении его полномочий практически на весь Кавказский регион, который соответственно уже рассматривается Вашингтоном как единое «оперативное пространство», от Азербайджана до российского Северного Кавказа.
Подтверждает данную тенденцию и назначение послом США в Армении Мари Йованович, уже зарекомендовавшей себя в Украине и Кыргызстане специалистом по «цветным революциям». Характерно, что это кадровое решение ведомства Кондолизы Райс «удивительным образом» совпало не только с массовыми протестными акциями прозападной оппозиции, во главе которой стоит бывший президент Армении Левон Тер-Петросян, но и с резкими действиями Тбилиси против армянского населения в районе Ахалкалаки.
Уши любимого американцами метода «сетевого управляемого хаоса» можно разглядеть в таких, например, деталях, как создание ситуации гуманитарной катастрофы в столице Южной Осетии – Цхинвале. Фактически месячное прекращение водоснабжения города вкупе с постоянными обстрелами уже привело к массовой эвакуации стариков, женщин и детей на российскую территорию. Что это, как не типичная «война без войны»?
Или взять настоящий всплеск терактов в Ингушетии и Дагестане – что это такое, если не намеренная дестабилизация обстановки на российском Северном Кавказе?!
Разумеется, возникает вопрос: с какими целями Вашингтон может осуществлять такую стратегию «управляемого хаоса» на границах России в целом и на Кавказе в частности?
Прежде всего это стремление республиканской администрации обеспечить «преемственность власти» – от Джорджа Буша-младшего к Джону Маккейну, что выглядит маловероятным без апелляции к американскому патриотизму, лучшее патентованное средство для возбуждения которого – «маленькая победоносная война» где-нибудь вдалеке от границ США. Долгое время на роль объекта такой войны выдвигался Иран в связи с его «незаконной» атомной программой. Но негативный опыт оккупации Ирака, достаточно серьезный военный потенциал «страны исламской революции», а также связи Тегерана с КНР и с верхами демократических оппонентов «партии слона» всякий раз срывали эти планы.
В этих условиях конфликт на Кавказе выглядит в глазах вашингтонских «неоконсерваторов» все более привлекательной альтернативой «иранскому варианту». Причем ни о каком отстаивании «интересов Грузии» речь не идет – задачей кавказской политики США, судя по всему,  является полная перекройка политической карты региона, превращение его в свой геостратегический плацдарм и «вытеснение» отсюда России. 
Именно этим обстоятельством объясняется эскалация именно грузино-осетинского конфликта при затухании грузино-абхазского. Дело в том, что абхазы тесно связаны с такой структурой, как Конфедерация горских народов Кавказа, и любые действия официального Тбилиси против Сухуми автоматически превращали мусульман Северного Кавказа во врагов Грузии, что, в принципе, позволяло России выступать в роли третейского арбитра между обитателями «сопредельных гор». В случае же Южной Осетии ситуация принципиально иная. Здесь вмешательство российских властей – хотя бы на уровне Республики Алания – Северная Осетия – практически гарантировано, и это автоматически переводит Россию в статус одной из противоборствующих сторон конфликта.
Разумеется, боеспособность частей грузинской армии – даже с учетом возможной инфильтрации в них «диких гусей», а также турецких и исламских «добровольцев» – недостаточно высока, чтобы противостоять даже минимальному вмешательству российских вооруженных сил. Но любой факт такого вмешательства станет предлогом для моментальной американской реакции – например, по официальной просьбе того же президента Грузии Михаила Саакашвили.
Дальнейшее не так трудно предвидеть – прекращение боевых действий и многосторонние переговоры с давлением Белого дома на Кремль. Результатом которых может стать признание независимости Абхазии – под фактическим американским протекторатом, создание опять же независимого объединенного осетинского государства – под совместные гарантии Вашингтона и Москвы, ввод в Аджарию турецких войск, а также передача Армении Ахалкалакского района (Джавахка) в обмен на решение карабахского конфликта с предоставлением Азербайджану «нахичеванского коридора».
В результате Соединенные Штаты получают весьма перспективные позиции для дальнейшего усиления своего влияния в стратегически важном Прикаспийском регионе. Что может служить немаловажным аргументом для прохождения действий республиканской администрации через Конгресс США.
При этом «украинский» и «балтийский» фронты, развернутые американцами против России, тоже активизируются, но будут выполнять, скорее всего, вспомогательные функции. Хотя и развертывание элементов системы ПРО в Польше и Чехии, и вступление Украины в НАТО, и возможный раздел Молдовы на «румынскую» и «украинскую» части тоже ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.
Но главное, надо понимать, что данный сценарий – уже не чьи-то безответственные геополитические фантазии, а реальность, которая стучится в ворота России.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter