Практически у всех народов Европы Масленица — праздник особенный, сложный, комплексный и очень древний, с еще дохристианскими корнями. Он изначально был связан с Новолетием, проводами зимы. Только названия ему давались разные: Запуст, Мясопуст, Карнавал, Фашинг, Фашнахт…
На Масленицу снимались многие привычные поведенческие рамки и запреты. Например, разрешалось без родительского благословения увозить, «умыкаць» любимых девушек, причем это не осуждалось общиной, поэтому спокойно «на другi дзень ужо за падушкамi прыязджалi». Молодые «замужнiцы» могли, не боясь гнева свекра и свекрови, уходить на гулянье, что нашло отражение в песнях: «Буду гуляць да свету, да позняга абеду. Не сварыся свёкарка — няродны бацька. Не ты спраўляў пярсцёначкi, не ты вешаў каралькi». Вообще, Масленица превращалась в разгульный праздник, словно старались навеселиться вперед на весь предстоящий долгий и строгий Великий пост. Дома оставались «толькi надта старыя». Для катания на санках не просто насыпали горки, но и строили специальные довольно высокие сооружения из досок, правда, в основном в городах. Спуски обязательно обставляли колючими елочками, отпугивая таким образом всякую нечисть и для того, чтобы горы не оставались «лысымi».
С 24 февраля по 1 марта — седмица Сырная.28 февраля в традиционном народном календаре — Анисим‑овчар. Как видим, этот «сцiплы прысвятак» также связан с животноводством.
На Масленицу особым вниманием окружали всю «свойскую жывёлку». Коровам выдавали лучший корм, их всячески украшали: на рога вешали венки, сплетенные из вереска, веточек клюквы с ягодами, бумажных цветов. Хозяин благодарил своего помощника коня за верную службу и подсыпал в ясли побольше овса. Хозяйки выпекали «аладкi» по числу имевшейся домашней живности, которыми угощали коров, лошадей, свинок… В некоторых регионах могли все стадо подогнать как можно ближе к храму, когда там шла служба.
1 марта — заговенье на Великий пост.На Масленицу проводились обряды, направленные на защиту всей общины в этот довольно сложный период: делали объезды вокруг селения на лошадях — три круга следов животного и полозьев саней считались преградой для всякой нечисти и разного рода напастей и бедствий.
В субботу масленичной недели поднимали соломенное чучело, наряженное в какую‑либо старую одежку. Разжигали огонь, в который бросали различное старье, ненужный домашний хлам, олицетворявший все недоброе, злое, то, что должно уйти со старым временем. Момент сожжения самого чучела Масленицы становился своеобразным сеансом психотерапии, после которого в наступившем новом времени ожидалось только доброе и благополучное.