На двухколесных скоростях

Другой дорогой из областного центра в Бобруйск никак не попадешь, поэтому волей-неволей придется проезжать через Кировск.

Другой дорогой из областного центра в Бобруйск никак не попадешь, поэтому волей-неволей придется проезжать через Кировск. Этот районный город Могилевщины примечателен многим. Но одна особенность как-то сразу и не замечается, если не обратить на нее внимания повторно. И состоит она в том, что жители района — и стар и млад — отдают предпочтение такому средству передвижения, как велосипед. Причем возле каждого магазина, административного либо иного здания, куда часто обращаются кировчане, установлены специальные приспособления для парковки велосипедов.

Точно сказать, когда проявилась тяга местных жителей к двухколесному транспорту, председатель райисполкома Владимир Пискижев ответить не смог. То, что в последние годы велосипедистов стало еще больше, объяснил тем, что власти всячески этому способствуют, систематически проводят акции “За здоровьем — на велосипеде”. И добавил, что в теплую пору года даже городской автобус не ходит, поскольку выручка от пассажиров получается мизерная.

Есть коренные жители Кировска, которые утверждают, что мода на велосипед пошла из известного во всей Беларуси колхоза “Рассвет” имени К. П. Орловского. Хозяйство это по территории изначально было большое, многоотраслевое. Люди в нем трудились ударно, получали хорошие зарплаты, поэтому могли приобрести велосипеды, которые и свидетельствовали о безбедной жизни, и помогали на отдаленные рабочие места добираться без проблем. Скажем, даже сейчас от центра хозяйства до тепличного комбината нужно преодолеть пару километров. Пешком нескоро, а крутя педали — в самый раз.

Спортсмены же говорят, что массовое увлечение велосипедом началось с той поры, когда в Кировске стал проводиться мемориал по велоспорту на призы К. П. Орловского. Основателями его были тогдашний председатель колхоза “Рассвет” Василий Старовойтов и местный велосипедист, мастер спорта Владимир Белявский. Эти соревнования считались весьма престижными в конце 1960-х годов, собирали очень сильные команды различных спортивных обществ.

Как бы там ни было, факт остается фактом: кировчане крутят педали не только с пользой, но и с удовольствием. И даже отмечают открытие и закрытие велосипедного сезона — ранней весной и поздней осенью. С учетом разного возраста участников дистанцию выбирают небольшую — 5—8 километров. Знаменуются эти неофициальные праздники велопробегами, в которых неизменно участвует и глава района. А еще обязательно кто-то из известных в республике спортсменов или спортивных функционеров. Минувшей осенью в числе почти двухсот велосипедистов различных возрастов колесил по улицам райцентра помощник Президента по вопросам физкультуры, спорта и развития туризма Максим Рыженков. А в этом году в конце апреля в не менее внушительной компании стартовала прославленная белорусская велосипедистка, восьмикратная чемпионка мира, бронзовый призер Олимпиады-2004 Наталья Цилинская.

В велопробегах, посвященных Великой Победе, традиционно принимают участие и сами ветераны. В последнем, к примеру, всю дистанцию успешно преодолел В. А. Буслов, после чего с гордостью отметил: “Есть еще порох в пороховницах!”.

Из-за пристрастия к велосипеду Кировск получил негласное название “маленький Шанхай”. А горожане часто пользуются в общении между собой “изобретенной” мерой расстояния — велосипедоминутой. В разговоре то и дело можно услышать, что до центра — семь минут на велосипеде, до грибных мест в ближних лесах — двадцать. Так удобнее и доходчивее получается, поскольку две трети семей, проживающих в районе, имеют в своих транспортных “парках” минимум по велосипеду, а многие и несколько двухколесников. Общее их количество у населения варьируется от четырех до шести тысяч. Ежегодно местные магазины продают порядка 350 велосипедов различных модификаций — от детских до туристских и спортивных, гоночных.

Районные медики не ведут статистику, насколько занятия ездой на велосипеде укрепляют здоровье кировчан. Да в этом, наверное, и нет необходимости. Больной человек вряд ли сядет в седло, возьмется за руль. А раз столько людей делают это, значит, чувствуют себя хорошо.

Кировский район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter