Вопросы поступления и использования иностранной безвозмездной помощи обсуждены на совещании у Президента

На добрые дела

Начиная разговор, Александр ­Лукашенко отметил, что речь идет о корректировке действующего порядка регистрации иностранной безвозмездной помощи. Соответствующие предложения на этот счет подготовили Управление делами и Администрация Президента. ­Глава ­государства обратил внимание на то, что в целях снижения нагрузки на бюджет по его поручению в 2018 году Правительство совместно с Управлением делами утвердило комплекс мер по привлечению помощи. Его реализация уже дала результат, наметился определенный рост таких финансовых поступлений из‑за рубежа. Главное — это обеспечить прозрачность и целевое использование таких потоков:

— Только за последние 3 года их общий объем составил около 240 млн долларов. Мы видим активизацию наших западных партнеров, различных фондов и ассоциаций по финансированию так называемых гуманитарных проектов. Мою позицию вы знаете. Ни копейки не должно быть потрачено на деструктивную деятельность внутри страны. Использование безвозмездной помощи из‑за рубежа должно быть под жесточайшим контролем!


Честность и прозрачность — главные критерии

Глава государства напомнил об истории вопроса:

— Вообще, такой порядок жесткого контроля поступления и распределения гуманитарной помощи появился после того, как мы заметили, что на гуманитарной помощи в свое время выросла наша оппозиция так называемая. Жила неплохо. Фактически ее деятельность антигосударственная, особенно в то время, финансировалась из-за рубежа по линии гуманитарной помощи. Я посчитал, что это неправильно, когда политическую деятельность финансируют из-за рубежа спонсоры по линии гуманитарной помощи, и установил определенный порядок — честный и открытый. Если это гуманитарная помощь и она идет на определенные цели, к примеру здравоохранение, физкультура, спорт, здоровье людей и так далее, чернобыльские проекты, все до копейки должно поступить чернобыльцам, спортсменам, в здравоохранение.

Президент подчеркнул, что Беларусь открыта для финансирования, направленного на социальные цели. В частности, на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, оказание медицинской помощи, поддержку малообеспеченных граждан, инвалидов, пенсионеров, детей. Александр Лукашенко заверил:

— Мы готовы предоставить различного рода налоговые льготы и преференции на объемы гуманитарной помощи. Но средства должны доходить до конкретного получателя, а ни в коем случае не растворяться по дороге.

По словам Президента, на данный момент треть поступлений прямой социальной направленности не имеет. К примеру, часть средств идет на укрепление материально-технической базы отдельных организаций, оплату их общехозяйственных расходов:

— Мы такую деятельность льготировать прекратили несколько лет назад. И я думаю, что нам ни в коем случае нельзя что-то менять.


Что касается совершенствования регулирования поступления иностранной безвозмездной помощи, то на этот счет подготовлен проект соответствующего декрета Президента. Глава государства отметил, что отдельные его нормы существенно меняют действующие механизмы регистрации помощи. Поэтому внесенные предложения требуют всесторонней оценки и обсуждения. Участникам совещания Президент адресовал ряд конкретных вопросов:

— Во-первых, насколько оптимальным является предложенный механизм принятия решений по регистрации помощи, освобождении ее от налогообложения и согласовании целей использования? Не содержит ли этот порядок излишнего бюрократизма? Во-вторых, чем обосновывается размер вводимой платы за регистрацию помощи? То есть если помощь поступает, мы вводим какую-то долю маленькую процента за регистрацию, оформление этой помощи и подготовку документов по льготированию. Что планируется поменять в работе Департамента по гуманитарной деятельности? Третье, участвуют ли наши местные органы в работе с иностранной помощью, проводят ли оценку эффективности ее использования? Как их деятельность прописана в проекте декрета? Вот местные органы власти обязательно надо подключить к этому вопросу. Может, даже не перегружать губернаторов. Справятся председатели гор-, райисполкомов на местах и главы администраций в крупных городах. В-четвертых, насколько результативен контроль со стороны государства за поступлением и использованием помощи? Не требуется ли нам ввести какие-то дополнительные меры для предупреждения ее нецелевого использования? Меры должны быть жесточайшими. Если ты получил гуманитарную помощь из-за рубежа, и те, кто предоставляет эту гуманитарную помощь в основном люди порядочные, они хотят, чтобы эта помощь дошла до адресата, и если эта помощь растворяется по дороге, за это должна быть жесточайшая ответственность.

Александр Лукашенко убежден, что предложенные изменения не повлекут за собой каких-либо серьезных негативных последствий:

— Я знаю, что многие из вас переживают за то, что если мы какую-то сотую долю процента введем за регистрацию или очень жестко будем ее контролировать, значит, уменьшиться может поток такой гуманитарной помощи. Тогда и не надо нам такая помощь. 

Все должно быть честно, принципиально и порядочно. Вы же знаете, что в основном западные страны оказывают такую помощь. Они всегда и везде, на всех уровнях декларируют: никакой коррупции. Все должно быть честно, порядочно и доходить до адресата. Вот мы это и должны сделать. Но полностью дебюрократизировать этот процесс.


С учетом всех интересов

На совещании директор Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Игорь Кудревич доложил, что с 2017 по 2019 год в нашу страну поступила иностранная безвозмездная помощь (ИБП) в виде денег и товаров на сумму 238 млн долларов. В этом году плюс еще почти 20 млн долларов. Деньги совсем нелишние, но все должно быть обосновано, выверено и не вызывать никаких сомнений. 

В проекте декрета нашли отражение все без исключения поручения Президента по изменению порядка регистрации иностранной безвозмездной помощи, ее освобождения от налогов, сборов и пошлин. О некоторых новациях руководитель департамента рассказал журналистам уже после совещания. В частности, предложено расширить понятие иностранной безвозмездной помощи. 

— Если ранее под данной помощью понимались деньги и товары, поступившие от иностранных организаций, то сейчас предлагается закрепить на уровне нормативного акта, что это будут в том числе и услуги, работы либо товары, приобретенные за деньги иностранной безвозмездной помощи, — уточнил Игорь Кудревич. 

Соответственно, меняются подходы к налогообложению ИБП, учитываются интересы и физических лиц, возможность их обращения за освобождением от налогообложения. От налогов могут быть освобождены вторичные получатели помощи.

Кроме того, принято принципиальное решение, что плату за регистрацию иностранной помощи будут взимать только с той ее части, которая не идет на социальные нужды.

— Это так называемые общехозяйственные расходы организаций, которые не освобождаются от налогов, таможенных сборов и пошлин, — отметил Игорь Кудревич. — Плата за регистрацию пойдет на обеспечение работы подразделений департамента, которые непосредственно занимаются сбором документов, консультированием организаций — получателей помощи, подготовкой предложений, получением заключений компетентных органов, то есть технической работой, связанной с регистрацией помощи.


Еще один раздел проекта декрета касается изменения контроля за поступлением и использованием ИБП. 

— Расширятся права местных исполнительных, распорядительных органов власти. Они будут выдавать заключение о целесообразности реализации проектов и освобождения от налогообложения и, соответственно, участвовать в контроле за целевым использованием ИБП, — подчеркнул директор департамента. 

Важно и то, что максимально упростится порядок регистрации помощи для ее получателей, в том числе за счет работы по принципу одного окна. 

Президент в целом поддержал все подходы, изложенные в проекте декрета, поручил в ближайшие дни его доработать с учетом состоявшегося обсуждения и представить на подпись. 

ФАКТ

Наибольший удельный вес в общем объеме полученной помощи занимают общественные организации, доля которых за последние три года выросла с 33 до 55 процентов (с 28,5 млн долларов в 2017 году до 45,89 млн долларов в 2019-м). Положительная динамика отмечается и при получении ИБП религиозными организациями — с 4,5 млн долларов в 2017 году до 6,42 млн долларов в 2019-м. Вместе с тем снижаются объемы помощи, получаемой органами госуправления и госучреждениями, спортивными федерациями и организациями.

ЦИФРА

Более 60 процентов объема поступающей помощи приходится на долю США, Швейцарии, Германии, России, Китая, Австрии, Великобритании, Нидерландов, Швеции и Польши. 

kryat@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter