На дне озера Шо — центр Европы

— Француз о-бал-дел! Такими блинцами, как у меня, отродясь не снедал. А к вечеру я ему баньку растопила: настоящую, с березовым веничком. Радовался, что дитя! Утром сказал «О’ревуар!» и отбыл в город по делам, только захватил с собой пакет драников…

— Француз о-бал-дел! Такими блинцами, как у меня, отродясь не снедал. А к вечеру я ему баньку растопила: настоящую, с березовым веничком. Радовался, что дитя! Утром сказал «О’ревуар!» и отбыл в город по делам, только захватил с собой пакет драников…

Так вспоминает одного из туристов-иностранцев Светлана Галекбарова, владелица усадьбы в деревне Саннички близ Глубокого. А вот и те самые блинцы с липовым медом. Сперва хозяйка-сибирячка гостеприимно приглашает нас за стол, а после показывает дом. Тут разместятся пять-шесть туристов. Сервис с пометкой «все включено»: бабка Света сама готовит, убирает, стирает одежду туристов… Для любителей рыбалки в двух шагах от дома пруд с карасями. Для эстетов рядом живописное озеро Гиньково (третье по глубине в республике – 43 метра), на берегу которого естественные карстовые пещеры – экзотика для Беларуси.

— Вот вам и экотуризм по-глубокски! Чем не райский уголок для тех, кому надоела городская суета, кто устал от турецких пляжей и альпийских вершин? – спрашивает моя спутница Елена Альшевская, директор турагентства «Инвестспорт». — Два года назад по деревням и весям района мы разнесли клич: будем заниматься въездным туризмом. Откликнулась Светлана Галекбарова, а вместе с ней еще человек десять, которые готовы в любую минуту принять в своих хатах гостей, даже иностранных…

Следующая точка экологического туризма на карте Глубокского района – деревня Володьково. Нас встречает Юлия Буко, депутат Плисского сельсовета, и ведет в дом. Одна большая комната и четыре причудливые кровати. На них, видимо, спали еще бабушки тех бабушек, которые были последними хозяйками этой хаты. Вместо привычных матрасов – сенники, набитые соломой. Рядом печка. Ах, хороши разваристые клецки из печи!.. Вот бы попотчевать ими заграничных гостей.

— Да где те иностранцы? Пока только минчане приезжали, — признается Юлия.

Заниматься экотуризмом она начала семь лет назад. Слышала, что в Польше, в Прибалтике это весьма доходный бизнес… Началось с того, что друзья попросили найти временное жилье. Юлия купила домик в Володькове. А потом стала приглашать родственников, знакомых. Теперь у нее в собственности четыре дома в деревне, где могут разместиться до десяти туристов. Сын Алексей обучит любого верховой езде. Некоторые с удовольствием делают вылазки на болото. В августе одна туристка забрела на болото и кричала по мобильнику: «Мама! Брусники-то сколько! Больше, чем в Карелии! Бери ведра, приезжай из Минска!»

К одному из домиков сейчас подводится канализация. Теплый клозет должен быть! Иначе немцы не приедут.

В Володькове обязательно появятся иностранцы, считает Михаил Орехов, начальник отдела физической культуры, спорта и туризма Глубокского райисполкома. Он же главный затейник всех реформ в сфере местного турбизнеса.

– Наш район – эталон Белорусского Поозерья. Здесь 106 озер, 37 курганов, множество памятников архитектуры XV—XVII веков, — отмечает Михаил Михайлович. – При этом ежегодно район посещает не более 40 туристов из Западной Европы. Такой дисбаланс нас не устраивает.

Уже утверждена комплексная программа развития туризма в районе на 2006—2010 годы. Ее особенность в том, что туризм рассматривается как отрасль экономики, причем весьма доходная. Как говорит Михаил Михайлович, пришло время создавать туристические бренды. Например, озеро Шо. Ученые высчитали, что на его дне лежит центр Европы. Чем не приманка для туристов? Остается построить кемпинг, проложить две-три походные тропы. Озеро Долгое тоже будущий бренд. Оно самое глубокое в Беларуси – 53 метра. Много надежд на религиозно-туристический центр в деревне Мосар. Тут находится единственная в Беларуси копия прославленной Пиеты «Оплакивание Христа» Микеланджело.

В сфере районного турбизнеса достаточно проблем. Решение некоторых из них не по силам органам местного самоуправления. Например, не отлажен механизм поступления доходов от туризма в бюджет района. Деревню Мосар давно облюбовали минские турагентства со своими экскурсоводами (не всегда достаточно компетентными). При этом выручка от экскурсий уходит в столицу, а не в Глубокое. Возможно, выход — в придании туристическим объектам статуса собственного районного турпродукта. По мнению Михаила Михайловича, это больной вопрос не только Глубокского района, который должен быть решен при участии Министерства спорта и туризма страны.

Пока же доходы от туризма в районе скромны. К концу года они достигнут двенадцати-тринадцати миллионов рублей. Тем временем национальная программа развития туризма в Беларуси на 2006—2010 годы предусматривает увеличить доходы в 30 раз по сравнению с 2005 годом. А это почти полмиллиарда рублей…

— Задача по плечу, — считает Михаил Орехов. — Главное, чтобы наши начинания находили поддержку на финансовом и законодательном уровнях. Визитной карточкой глубокского края может стать экологический туризм. Подыскиваем под это дело инвесторов, реконструируем несколько сельских домов. В одном из них создадим музей народных промыслов. В 2006 году начнется реализация проекта «Увлекательная велосеть». По району проложим 15 велосипедных маршрутов, которые свяжут нас с Литвой и Латвией. Туристам-экстремалам мы готовы предложить и вовсе амбициозные проекты. Например, подобие игры «Последний герой»… только на болоте. Третий год мы проводим такие игры среди жителей района. Возможно, захотят проверить свой предел прочности и иностранцы. Программа испытаний включает ночевку на болоте без палаток, ныряние в прорубь, прыжки с парашютом… В наших силах создать прибыльную и разнообразную инфраструктуру туризма мирового уровня.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter