На дне. Хватит пить!

По деревенской улице молодая мама, пошатываясь из стороны в сторону, катит перед собой детскую коляску.
По деревенской улице молодая мама, пошатываясь из стороны в сторону, катит перед собой детскую коляску.

- Пьяная, что ли? - спрашиваю я у председателя колхоза имени Ильича Верхнедвинского района Владимира Быкова.

- Как видите...

- Кого же она воспитает?

- Кого? - переспросил председатель. - Воспитает такого же человека, как и сама. Не растут же яблоки на груше... Я хорошо знаю ее родителей, доброго слова о них не скажешь - бездельники, пьяницы.

- Ужас какой-то...

- А чему тут удивляться? - продолжил Быков. - У нас в колхозе все пьют, от 14 до 70 лет: женщины, девушки, дети. О мужчинах я уже не говорю. Лет десять назад в деревне если появлялась пьяная женщина, на нее люди пальцем показывали, а сейчас это стало обычным явлением. Сложилось даже так: если не выпиваешь со мной - ты мне не друг, а выпил - свой человек.

- И никто у вас в деревне никого не осуждает?

- О чем вы говорите! Мои соседи допились до того, что у них началась белая горячка. Всю ночь с ума сходили, а утром хвастаются, какие, мол, номера мы вытворяли на "белых конях". Никакой совести, никакого стыда.

- С пожилыми людьми все ясно: их, видимо, уже не перевоспитаешь. А с молодежью что?

- Молодежь говорит, мы раскрепощаемся - не мешайте нам жить так, как мы хотим.

- И все же, Владимир Владимирович, не думаю, чтобы это сумасбродство вы, как руководитель хозяйства, пустили на самотек.

- Я не могу управлять теми, кто не задействован в сфере производства, нет у меня таких рычагов. Тем более многие живут в наших деревнях, но работают в других организациях. Что касается работающих в колхозе, то с ними разговор короткий: попался пьяным - рассмотрим на правлении колхоза, пропесочим как следует, накажем рублем, не дадим зерна по итогам работы за год. При необходимости подключаем участкового инспектора милиции.

- Ну и... Откуда же пьяницы, если мер воздействия вроде бы достаточно?

- Сложный вопрос. Как бы вам на него ответить? Именно эти меры и позволили нам создать ядро непьющих, на них и держится все производство.

- Что значит "создать" ядро? Как вы это делали?

- Создавали методом отсева. Убрали с производства всех пьяниц и бездельников. Что такое пьяный на тракторе или за рулем автомашины - объяснять не нужно. Он и технику угробит, и сам разобьется, а то и хуже - невинных людей на тот свет отправит. В результате такого отбора на производстве остались, можно сказать, трезвенники (постучу по дереву), работают они хорошо, к ним претензий нет.

- Куда девались те, кто оказался "за бортом"?

- Продолжают работать. Но уже в других организациях, которые находятся на территории нашего колхоза. После очередной пьянки их оттуда выгоняют - они идут к нам, мы их берем на разовые работы. А летом у них всегда гарантированный заработок - они заготавливают грибы, ягоды. Так сказать, перебиваются от случая к случаю.

- И воруют, наверное, что-то в колхозе?

- Бывает и такое. За всем не уследишь. А попадется кто - вызываем милицию.

- Вернемся к тем, кто вошел в "ядро" непьющих. Много таких?

- Когда я начинал работать в колхозе главным экономистом (председателем тогда был мой отец), трудоспособных было около 200 человек, сейчас - 60. Ушли в основном по причине пьянства и нежелания работать. Нам сегодня нужно человек 70. Люди есть, но взять их на работу не можем. Пробуем брать, но они трудятся до первого рубля (пока где-то что-то не уворуют) либо до первой получки.

- Что же дальше, Владимир Владимирович? Так и будет колхоз катиться, не хотелось бы говорить, в пропасть?

- Разговор не об этом. Колхоз имени Ильича не из худших в Верхнедвинском районе. Все-таки производство у нас рентабельное. Меня волнуют судьбы людей. На моих глазах спиваются целые семьи - родители, дети, внуки, - и я ничего не могу поделать. Дело дошло до того, что девушки и молодые женщины торгуют своим телом, им деньги не нужны - дай только выпить...

- Говорят, безвыходных положений не бывает. Неужели вы не видите выхода?

- Вы думаете, пьянство процветает только в деревнях нашего колхоза? Да оно не только в деревнях, но и в городах. Значит, надо решать эту проблему на республиканском уровне. Есть же у нас много всяких приоритетных программ, таких, например, как "Лен", "Корма", "Молоко", "Мясо", "Хлеб", "Жилье" и т.д. Но я что-то не слышал о такой наиважнейшей программе, как "Борьба с алкоголизмом". Не пора ли ее принимать?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter