На дне, или Второе покорение Арктики

На подвиги тянет или от отчаяния, или от переизбытка энергии. Или когда тебя посылает страна. Так или иначе, но Артур Чилингаров со своей командой, спустившись на дно океана в точке Северного полюса, дал россиянам то, чего так давно всем не хватало. А именно – романтики. Россияне обожают своих героев и готовы отправлять их на дно любой впадины, на горные вершины, в космос, на Марс, в соседнюю галактику и другое измерение. Главное, чтобы мы везде были первыми.

В 1937 году свой подвиг совершали папанинцы. в 1938-м дети и молодежь зачитывались «Двумя капитанами» Валентина Каверина. Имена полярников и летчиков, а потом и космонавтов, приравнивались по пропагандистскому значению к знаковым фамилиям героев войны и политических вождей. Советским детям покорители неизведанных пространств стали ближе, чем американцам их супермены из комиксов. Сейчас героев явно не хватает. И кто бы что ни говорил про А.Чилингарова и членов экспедиции, всей стране на короткое время стало жить чуть веселее.
«Когда мы достигли дна и сели на грунт, то кричали «ура!», обнимались и поздравляли друг друга, – рассказал участник похода – депутат Госдумы Владимир Груздев. – Потом полтора часа находились на дне, проводили научную работу и устанавливали титановый флаг. А когда его установили, то был какой-то максимум эмоций, даже слезы. Гордость тем, что стали первыми».
Артур Чилингаров, в свою очередь, назвал экспедицию непростой и уникальной. «Это патриотическая акция, но надо учитывать, что она была и безумно рискованной. Спускаясь на дно, я написал несколько слов своей семье».
Третий герой – Анатолий Сагалевич – совершил в жизни более 500 погружений, в том числе и с Джеймсом Камероном для фильма «Титаник». По его словам, спуск с Чилингаровым оказался самым сложным – «риск был стопроцентным».

Зубовный скрежет
Сегодня покрытый ледяной шапкой Северной полюс – ничейная земля под присмотром Комиссии ООН. Пять приполярных стран – Россия, США, Канада, Норвегия и Дания – контролируют лишь двухсотмильную экономическую зону вдоль собственного побережья.
Проект «Арктика-2007» вызвал ревнивую реакцию со стороны других арктических держав. Теперь термин «холодная война» приобретает новый смысл.
«Гигантский скачок для Кремля, большая головная боль для человечества», «Полярный империализм», «Мир должен отвергнуть российский подводный захват земель» – с такими заголовками вышли ведущие британские газеты.
«Россия нанесла окружающей среде больше вреда, чем какая-либо другая страна мира, а теперь требует себе еще и арктический шельф, – ругается «Санди Таймс». – Она с большей легкостью, чем любая другая страна, творила и творит на своей территории самые ужасающие экологические злодеяния. От Камчатки до Финского залива – Россия до сих пор остается страной кислотных дождей, тяжелых металлов и плутония. Куда ни ткни на карте России – обязательно попадешь или в отравленную реку, или в ржавеющий корпус подводной лодки, или на радиоактивную степь, или в слабо светящегося в темноте крестьянина – обладателя средней продолжительности жизни в 34 года… Мы наивно считали, что после ампутации тупого и злобного государственного социализма Россия исправится… В недалеком будущем, наверное, из тамошнего снега поднимется какой-нибудь дивный новый закрытый город типа Челябинска или Красноярска, сплошь состоящий из серых бетонных многоквартирных коробок, окруженных отравляющими воздух нефтеперерабатывающими заводами и обреченно бродящими среди всего этого белыми медведями».
«Сегодня Россия делает скорее то, что делал в свое время пират Френсис Дрейк, который с легкой руки государства стал называться сэром и который в 1579 году водрузил свой флаг около Сан-Франциско, тем самым заявив претензию британской короны на Калифорнию», – вторит коллегам «Файненшиал Таймс».
А просто «Таймс» считает, что начинается последний колониальный передел мира.

Успеть застолбить
На самом деле проблема разграничения арктического шельфа довольно серьезная. В 1926 году Советским Союзом была установлена секториальная линия, которая проходит через Северный полюс. Мировым сообществом она не признана. Но другой границы сейчас просто нет. Проблема еще и в том, что нет единого мнения, что считать шельфом. Раньше ученые говорили, что это подводное продолжение материка до глубины 200 метров. Теперь ученые делят шельф на два понятия: географический и юридический. Последний бывает до глубины даже в 1000 метров. На хребет Ломоносова помимо России претендуют и Дания, и Канада.
Для России главное – это повседневный труд простых полярников. Хотя погружения на глубоководных «Мирах» закончились, ученые продолжают работать. Научное судно «Академик Федоров» осталось на полюсе. По словам Артура Чилингарова, к нему выйдет также атомный ледокол «Россия», с борта которого будет запущен беспилотный батискаф, управляемый по кабелю. 
А вообще, пробы грунта на Северном полюсе уже брали не раз: и в прошлом году, и в позапрошлом. Ведь для этого необязательно в глубоководном обитаемом аппарате на дно спускаться. На самом хребте Ломоносова пробы, оказывается, брали за два месяца до похода Чилингарова.
«Первую заявку в ООН по всему арктическому шельфу мы отправили еще в декабре 2001 года, – говорит заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана Виктор Поселов. – В
2002-м она была рассмотрена. От нас потребовали представить дополнительные геологические доказательства. Наша экспедиция была именно на это и направлена. Она длилась с 13 мая до конца июня, проводилась на атомном ледоколе «Россия». Пробы, которые подняла экспедиция Чилингарова, геологической ценности не представляют».
«Не надо осуждать их за некую театральность. Они таким образом привлекают внимание к проблеме, – считает Александр Бринкен, ученый секретарь Русского географического общества. – Не думаете же вы, что установка этого метрового знака имеет отношение к науке? Нет, это как раз нужно, чтобы застолбить, показать: мы – первые. На Аляске первопроходцы точно так же забивали столбики, обозначая свою территорию. Это наша земля. С какой стати нам ее кому-то отдавать?»   

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

  В начале XVII века Генри Гудзон, Уильям Баффин и другие исследователи в поисках Северо-Западного морского пути проникли в весьма высокие широты.
 Первые полярные станции начали создаваться в Арктике (13) и в Антарктике (2) в период 1-го Международного полярного года (1882—1883). В России были организованы две временные станции – на Новой Земле и на острове Сагастырь.
 1893—1895 годы. Норвежцы Ф.Нансен и О.Свердруп намеревались использовать дрейф арктических льдов для достижения Северного полюса на специально сконструированном судне «Фрам». Нансен и лейтенант Йохансен попытались достичь полюса по льду, двигаясь на собачьих упряжках и на лыжах. Достигнув точки с координатами 86°14’ с.ш. и 98°в.д., Нансен принял решение возвращаться.
 1900—1901 годы. Принц Луиджи Амадео возглавлял экспедицию на Северный полюс. Капитан Умберто Каньи выступил на нартах из залива Теплиц и достиг точки с координатами 86°34’ с.ш. и 65°20’ в.д., что на 22 мили превышало достижение Нансена.
 Американец Фредерик Кук заявил о том, что достиг Северного полюса 21 апреля 1908 года. А другой гражданин США – Роберт Пири – объявил, что сделал то же самое 6 апреля 1909 года. В настоящее время есть мнение, что на самом деле ни Куку, ни Пири так и не удалось побывать на полюсе.
 1912—1914 годы. Российская экспедиция на Северный полюс под руководством лейтенанта Г.Седова. Во время попытки достичь «крайней точки» Седов умер на Земле Франца-Иосифа, и экспедиция вернулась.
 В 1926 году американский адмирал Ричард Э.Бэрд впервые долетел на самолете до Северного полюса с базы на Шпицбергене и вернулся обратно.
 1926 год. Трансполярный перелет на дирижабле «Норвегия» под руководством итальянца Умберто Нобиле по маршруту: Шпицберген – Северный полюс – Теллер.
 1937—1938 годы. Первая советская дрейфующая станция «Северный полюс-1» под руководством И.Д.Папанина была высажена советскими летчиками в районе Северного полюса.
 1937 год. Трансарктические беспосадочные перелеты через полюс из Москвы в Северную Америку В.Чкалова и М.Громова.
 В 30-х годах в Арктике было уже 57 полярных станций, из них русских – более 20. К 1974 году там работало более 200 станций, около половины из них были советскими.
 А уж как Арктику осваивали на континентальной части бесчисленные заключенные архипелага ГУЛАГ, и говорить нечего – вот уже где был массовый героизм людей, которых в буквальном смысле «посылала страна».
 Рост интереса к арктическим областям ведет к усилению политической напряженности из-за их статуса. В начале 1950-х годов канадское правительство учредило посты полиции и для подтверждения своего суверенитета построило в высокоширотной Арктике два эскимосских поселения.
 В 1958 году американская атомная подводная лодка «Скейт» всплыла в полынье всего в 65 км от полюса, а два года спустя подводная лодка «Си Дрэгон» появилась непосредственно на полюсе.
 1962 год. Советская атомная подводная лодка «Советский комсомолец»  всплывает в точке Северного полюса.
 До 1971 года главной базой советских антарктических исследований был Мирный, с 1971-го – Молодежная, превращенная в региональный антарктический центр, передающий информацию органам Мировой службы погоды.
 1977 год. Первое в мире достижение Северного полюса советским атомным ледоколом «Арктика». С тех пор атомные ледоколы почти ежегодно посещают полюс с туристами на борту.
 В 1970-х и 1980-х годах Норвегия, СССР, США, Канада и Дания приступили к реализации широкомасштабных программ исследования природных ресурсов Севера. Огромные проекты были осуществлены в СССР, а вслед за открытием крупного нефтегазоносного бассейна на севере Аляски был сооружен Трансаляскинский нефтепровод. В канадской Арктике были внедрены современные технологии извлечения больших объемов нефти и газа, однако затем добычу пришлось резко свернуть, так как мировые цены на энергоносители опустились ниже минимального уровня.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter