На дне ...и ниже, где жизнь тоже стала кошмаром

Клоповник, крысятник, бомжатник, помойка.
Клоповник, крысятник, бомжатник, помойка... Даже такие сравнения не до конца передают состояние квартиры N 17 в доме 32/2 по Логойскому тракту в Минске. Это все, что угодно, только не жилище цивилизованного человека. "СБ" не единожды касалась темы мошеннического "изъятия" жилья у опустившихся алкоголиков. При этом последние выглядели скорее жертвами "черных" риэлтеров. Бедолаги, что ни говори, остаются без крыши и обычно пропадают. Сегодня речь о соседях таких алкоголиков, чью жизнь они превращают в сущий ад.

17-я квартира расположена на верхнем этаже "хрущевской" 5-этажки. От ее обитателей страдают 19 семей, преимущественно пожилых людей, которые живут рядом и на нижних этажах. В редакцию обратилась одна из них, пенсионерка Лилия Обухова. Она, в частности, пишет: "Мы, добропорядочные граждане, которые трудились на благо государства (среди нас есть медики, учителя, инженеры...), оказались в резервации. Мы боимся выходить из своих квартир, о детях и внуках и говорить нечего. Так жить дальше невозможно!"

Описания, а позже и устный рассказ Лилии Георгиевны казались неправдоподобными. Я попросил слесарей ЖЭСа, Кирилла и Владимира, войти в 17-ю квартиру вместе со мной. Как-никак, жилище неприкосновенно, а у них может быть служебная проверка. Мы поднялись, но войти в квартиру ребята побрезговали: без противогаза, мол, это невозможно.

...Увиденное превзошло ожидания! Обитель была пуста, лишь пол завален нечистотами и тряпьем, явно с помоек. Зловоние удушало, несмотря на отсутствие стекол. Их разбили давно, во время тушения очередного пожара в квартире. Стекол нет и сейчас, в декабре (при моем появлении из комнаты вылетела стая ворон!). Значит, при сильном морозе трубы могут лопнуть, без тепла останется весь дом. Был полдень. В это время хозяйка обычно занята поисками спиртного. На ночлег, заверяли соседи, непременно заявится, и не одна. Говорили, что однажды она ползла в свою нору на 5-м этаже абсолютно голой, при всем честном народе...

Так совпало, что через день после моего визита в Первомайском суде рассматривался иск против хозяйки квартиры, 50-летней Людмилы Рутковской. Для большей достоверности картины приведу свидетельские показания соседей, которые давались "под присягой".

Л.Обухова: "Днем, когда людей в квартире нет, там хозяйничают крысы. Мы запустили туда огромного кота и закрыли дверь - надеялись, что справится. Но кот дико кричал и выбрался окровавленным: крысы отгрызли ему органы. Ночью бомжи - милиция выводила оттуда по 11 человек! - освещают квартиру свечами, а то и кострами. Было уже три пожара! Почему мы должны жить на вулкане и бояться за свою жизнь? Это даже не берлога: звери под себя не гадят... У Рутковской - полная деградация личности".

Игорь Возьмителев, участковый инспектор: "Квартира взята на учет как имеющая репутацию притона. Я посещал квартиру 3 - 4 раза и всегда находил Рутковскую на полу пьяной. Недавно в РУВД поступила очередная коллективная жалоба, я был на общем собрании жильцов. Приведенные ими факты подтвердились". Судья уточняет: меры к Рутковской принимались? Оказывается, нет. На улице, дескать, не попадалась, а пить дома по закону имеет право.

Мария Янчевская, учительница: "Мне страшно за моих детей, которые вынуждены браться за ручку входной двери и перила. Потому что Рутковская копается в помойках и несет неизвестно какую заразу. Она может и умышленно нагадить под моей дверью и даже стены вымазать фекалиями. Квартиру регулярно обрабатывает служба дезинфекции, после чего работники выбегают из нее с приступами рвоты..."

За квартиру Рутковская, разумеется, не платила. Ее "гости" множество раз заливали нижние этажи стоками. Грозили сжечь или взорвать, подключая газ самодельными шлангами. Жильцы поставили железную дверь с кодовым замком, но бомжи полезли через козырек и лестничное окно... Это теперь в квартире отключены свет, газ и вода. Но угроза заражения осталась, не говоря о ежечасном унижении человеческого достоинства.

За многие годы Рутковская палец о палец не ударила, чтобы привести жилье в порядок. Квартиру время от времени очищает ЖЭС N 78, вывозя хлам грузовиками. Но вскоре она опять переполнена. А зловоние восстанавливается уже через несколько дней после спецобработки. Думаю, жутких подробностей уже достаточно. Утверждение соседей, что жить рядом невозможно, не выглядит преувеличением. Мы же не пещерные люди!

При этом фактически Рутковская даже не хозяйка. За десять лет после смерти мужа она не удосужилась оформить свои имущественные права и жила без паспорта. Еще в 1995 году была лишена и родительских прав - сына отправили в интернат...

Соседи мыкают беду много лет. Поначалу жалели Рутковскую и даже предлагали помощь, надеясь "перевоспитать". Отчаявшись, принялись жаловаться в РУВД, райисполком, Минжилкомхоз. Наконец дошло до суда. В декабре прошлого года Первомайский суд по иску районной администрации принял решение выселить Рутковскую без предоставления жилья. Но затем городской решение отменил - на том основании, что фактически она имела лишь одно административное наказание. То есть предупредительно-воспитательных мер районная власть приняла маловато. Может, женщина небезнадежна?

В этот раз формальных признаков "воспитательных мер" (акты ЖЭС и пожарных, протоколы административной комиссии, взыскания через суд...) было предостаточно. Поведение женщины и состояние квартиры не изменились. Но... решение вновь было отложено. Суду показалась сомнительной характеристика из некоего ООО, куда Рутковская будто бы устроилась... уборщицей. Свидетели, которые ежедневно видят ее пьяной, прямо называют бумагу "липой". Дескать, там работает сестра Рутковской (последняя это подтвердила), которая и похлопотала... Словом, было решено кое-что перепроверить.

...Ст. 39 Жилищного кодекса предусматривает такую меру, как выселение без предоставления жилья. Впрочем, решение суда предвидеть не берусь и, разумеется, никоим образом не пытаюсь на него повлиять. Подчеркну, что соседи, добиваясь выселения Рутковской, просят оставить квартиру за ее сыном.

Юрисконсульт районной администрации Лия Фаменко позже пояснит, что в настоящее время поданы два аналогичных иска. Какие-то шансы на их удовлетворение есть, т.к. речь идет о квартирах коммунальной собственности (Рутковской, напомню, недосуг было оформить свои имущественные права). Но квартир в подобном состоянии, по словам Лии Анатольевны, в районе множество. Большинство их приватизировано, поэтому к владельцам не подступиться. По мнению юриста, это пробел в нашем законодательстве.

Те же слесари Кирилл и Владимир назвали мне две такие же квартиры буквально в соседних домах. Я заходил проверить: зловоние удушает уже при входе в подъезды.

...Эта статья как бы завершает "трилогию", начатую расследованиями "По следам "черного маклера" и "Стервятники". В обоих речь шла о сомнительных, порой явно преступных операциях, которые проворачивают нелегальные риэлтеры (часто это цыгане) с квартирами законченных алкоголиков. При этом пьяницы в лучшем случае оказываются на улице, в худшем - исчезают неизвестно куда (строго говоря, Рутковскую после судебного выселения - если таковое состоится - может ждать та же участь).

Этот материал показывает оборотную сторону проблемы. "Деклассированные" личности фактически уничтожают жилье и уродуют облик наших городов. Жить рядом с опустившимися и деградировавшими - истинная мука, каждодневная и унизительная. Те, кто превратил свое жилье в клоповники и крысятники, плюют на нормы цивилизации, нагло попирают законы и права других.

Поэтому в зловонной берлоге N 17 меня посетило крамольное соображение. Не напрасно ли я взывал к сочувствию падшим? Ведь помощи скорее требуют их жертвы - соседи. Может, поделом им, изгоям? Скажу еще резче: риэлтеры-стервятники, может статься, делают нужное дело. Если дикой природе необходимы "санитары", грифы и гиены, то и обществу, возможно, они небесполезны?

В самом деле, изуродованную квартиру кто-то покупает и приводит в порядок. А бывший ее обитатель стараниями "черного маклера" отселяется куда подальше... И там, в индивидуальной своей халупе на 10 сотках, делает что хочет: пьет, разводит крыс и тараканов, испражняется под стол... Тем более что Рутковскую уже видели в обществе цыган! Ее (точь-в-точь по описанной ранее схеме!) они уже привозили на машине! Ничуть не брезгуя, в отличие от иных работников милиции. Так может - и пусть себе делают свое "санитарное" дело, очищая социальную среду?

Подчеркну, что это лишь досужие экстремальные мысли в экстремальном "интерьере". В цивилизованном обществе такие проблемы принято для начала признавать и обсуждать. Между тем "Черного маклера" администрация Первомайского района "не заметила" вовсе, а на "Стервятников" отреагировала своеобразно...

Вернее, по-чиновничьи традиционно. Готовившие ответ сотрудники пытались, вопреки очевидным фактам и даже судебным решениям, белое называть черным, уличить автора в неточностях и фактически обвинили в... покушении на авторитет власти. По существу поднятой проблемы (о пропадающих людях; о квартирах, которые из-под носа администрации уводят и пускают в свой оборот цыгане-"риэлтеры"...) - ни слова. Или нет проблемы?

Замечу, что живу в Первомайском районе, искренне (возможно, пристрастно) считаю его лучшим в столице и рад каждому поводу воспеть заслуги администрации. Не моя вина, что письма, давшие повод для упомянутых расследований, пишут жители этого района. Справедливости ради надо упомянуть аналогичное из Советского района. Как сообщает Николай Финский, житель дома N 57/2 по улице Сурганова, здесь происходит нечто подобное: сборища бомжей превращают квартиру N 258 в зловонный притон. Письмо районной администрации подтверждает: в результате мошеннических действий квартира заселена неизвестными лицами, проблема есть. Но здесь другая закавыка. Местонахождение владельца жилья В.Шарикова, оказывается, не установлено, а без него проблемы не решить. "После его установления разбирательство будет продолжено", - заверяет администрация. А если Шариков не обнаружится?..

Хотелось бы, наконец, знать: считает ли районная администрация серьезной проблемой описанные случаи? Почему остаются возможными "мошеннические действия" с квартирами алкоголиков? Как, не лишая последних жилья, защитить от них добропорядочных граждан? А если они лишаются-таки жилья, то куда затем направляются, в какие "резервации"? А если для решения проблем нет законодательных норм, так не пора ли обсудить эти нормы?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter