Правда ли, что воровать топливо в хозяйствах стало легче: его перестали «красить»?

На дизельный цвет товарищей нет

В ПРОШЛОМ номере «СГ» писала, как во дворе у механизатора в Лидском районе «нашли» 2,5 тонны топлива. Пояснить, откуда у него целый склад горючего, тот внятно не мог. Украл в хозяйстве? Неужели там перестали окрашивать топливо и можно без особого труда слить его в любых объемах? С такими вопросами в редакцию позвонили несколько читателей. Мы решили проверить: отказались ли в АПК от окрашенного горючего?

ИНЦИДЕНТ, который произошел в минувшую среду в Лидском районе, действительно наделал шума. Сельчане до сих пор не могут понять, откуда у механизатора столько солярки. Ведь запаса в 2,5 тонны хватит на день работы хозяйству. А здесь столько топлива у одного человека! Местные судачат: украл, не иначе. Прямым доказательством злодеяния стала бы краска в топливе, но ее обнаружено не было.

Может, хозяйства уже отказались от такой «страховки» сохранности горючего? Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Лидского райисполкома Николай Климук поясняет: установки покупать окрашенное топливо райисполком не давал. И добавляет: это не свидетельствует о том, что в хозяйствах не идут на такие меры. В борьбе с кражами горючего все средства хороши.

Звоним в другой район – Зельвенский. И здесь такая же ситуация: распоряжений окрашивать топливо из райисполкома не было. Да и в принципе на этом вопросе внимание тут давно не заостряют. Случаев краж не припомнят, топливо идет по назначению – и это главное.

А что говорят в хозяйствах? Ежедневно в нынешнюю уборочную в СПК «Сынковичи» Зельвенского района расходовали 8 тонн дизтоплива и 300 литров бензина. Заправить требовалось около 100 единиц техники. Отсюда и объемы. Все топливо окрашено. Председатель Дмитрий Дешко уверяет: другое хозяйствам и не продают. Интересуюсь у него, сократилось ли количество хищений? Их, оказывается, и не было. На технике стоят датчики контроля расхода топлива, внедрена система GPS-навигации, которая позволяет отследить отклонение от маршрута. Одним словом – хищения исключены.

После обширного мониторинга ситуация проясняется: окрашивание топлива действительно не задача хозяйств, управлений и райисполкомов. Этим занимаются предприятия, которые отвечают за оптовую продажу нефтепродуктов. Делается это почти десять лет – с 2008 года. Тогда было принято постановление Правительства № 1917 «О некоторых вопросах использования горюче-смазочных материалов в организациях». Этот документ и регламентирует, что в сельскохозяйственные и иные организации и подразделения, которые выполняют работы, связанные с производством сельхозпродукции, дизельное топливо поставляется окрашенным в зеленый цвет, а автомобильный бензин — в синий. В розницу цветное топливо не продается, потому если в баке личного транспорта его обнаружат – прямое свидетельство хищения. Стопроцентная улика!

Топливо хозяйства приобретают на нефтебазах. Как пояснили нам в ПО «Белоруснефть», все горючее для сельхозпредприятий окрашивается. Краситель, который добавляют, безвреден. Применяется лишь для того, чтобы сигнализировать о кражах.

Есть ли эффект? В 2012 году МВД приводило данные: количество хищений, по сравнению с 2008 годом, сократилось в пять раз. Тогда было составлено почти 100 административных протоколов в отношении тех, кто заправлял личный транспорт окрашенным топливом. А что в этом году? Во время уборочной, когда потребление топлива значительно возрастает, ведомство провело мониторинг. За хищение и незаконный оборот горючего к административной ответственности привлечено 23 физических лица. Заведено два уголовных дела. В первом случае механизаторы ОАО «Агроборовинка» Шумилинского района украли 30 литров топлива на сумму 38 рублей. Во втором — тракторист предприятия «Гнезно» Волковысского района слил из закрепленного за ним трактора 300 литров дизельного топлива на сумму 302 рубля.

То есть мера сама по себе неплохая – контролировать ситуацию проще. Но, как рассказали «СГ» в отделе оптовых продаж республиканского дочернего унитарного предприятия по обеспечению нефтепродуктами «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт», крашеное топливо продается только для предприятий, подконтрольных Минсельхозпроду. Для других организаций, например, автопарков, — нет.

Из всего этого можно сделать вывод: житель Лидского района как минимум не своровал топливо в хозяйстве, в котором работает. Зеленый или синий цвет выдали бы его в одну секунду. Откуда же взял столько горючего? В этом предстоит разобраться компетентным органам...

borisovez@sb.by

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter