«На «дивиденды» могут рассчитывать все»

В  2008  году  в  Беларуси  планируется  ввести  обязательное  страхование  потенциально  опасных  производств

В  2008  году  в  Беларуси  планируется  ввести  обязательное  страхование  потенциально  опасных  производств 

Человек предполагает, а технологический процесс располагает. Недосмотрел, сэкономил на безопасности, пустил дела на самотек или просто несчастливый день — ЧП, как всегда, придет без предупреждения. Хорошо, если инцидент не выйдет за границы одного предприятия и экономические потери удастся восполнить из собственного бюджета. А что делать, когда по вине опасного производства загублены сотни гектаров леса, залита нефтепродуктами река и прибрежная полоса или, скажем, заражены опасными веществами километры плодородных почв? Вопросов и претензий в этом случае возникает много — предприятие сразу же встает перед дилеммой: или компенсирует экологический ущерб, или вынуждено будет объявить себя неплатежеспособным… 

В Беларуси подготовлен проект Указа Президента «О вопросах обязательного страхования гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов». О предложениях МЧС, мировой практике и новой системе обязательного страхования «Р» рассказал министр по чрезвычайным ситуациям Беларуси Энвер БАРИЕВ. 

— Энвер Ризаевич, в чем плюсы и минусы нынешней системы страхования ответственности отечественных предприятий? Что не устраивает в ней страховщиков и представителей МЧС? 

— Сегодня в Беларуси по направлениям, отчасти касающимся защиты от чрезвычайных ситуаций, в обязательном порядке страхуются только строения граждан и автотранспорт. Все остальные виды страхования от ЧС добровольны. Сразу оговорюсь: слово «добровольно» у нас и на Западе имеет разное хозяйственно-экономическое наполнение. Скажем, во Франции процедура той же сертификации или страхования ответственности перед третьими лицами необязательна: не хочешь — не делай… Но кто после этого будет иметь с вами дело, кто купит товар? Можно ли потом вести речь о репутации фирмы? Едва ли. В Европе эти моменты — обязательный компонент успешного бизнеса, независимо от того, обязательна эта процедура, в принципе, или нет. У нас пока еще, увы, не так. Многие предприятия живут одним днем. Итог предсказуем: не дай бог, случится масштабная авария, предприятию попросту не хватит всего наличного и безналичного капитала, чтобы возместить ущерб, нанесенный окружающей среде, персоналу, местным жителям… Как следствие — неминуемая процедура банкротства и активы с молотка. Готовящийся указ предусматривает обязательное страхование всех потенциально опасных объектов, помогая тем самым на новом уровне решать эту проблему. 

— Если можно, подробнее… 

— Во-первых, при случае чрезвычайной ситуации предприятие получает гарантии своей экономической безопасности: полностью исключается вариант банкротства в случае ответственности перед третьими лицами. Ведь выплата большей частью или полностью покрывается страховщиком. Второе. Создается экономический механизм, который будет стимулировать повышение уровня безопасности на потенциально опасных объектах. По сути, вводится прогрессивная и регрессивная гибкая шкала страховых взносов. Принцип прост: чем больше вкладываешь в безопасность, тем меньше размер взноса. Разница в суммах будет действительно ощутимой: они могут отличаться на порядок, а то и 20—30-кратно (в зависимости от уровня защиты и состояния безопасности на конкретном предприятии: срок службы опасного оборудования, степень надежности систем защиты, контроля безопасности и т.д.) Простой пример: два заводских цеха с покрасочными камерами. Один оборудован автоматической системой пожаротушения, второй — нет. Собственник первого после оценки специалистами ежемесячно платит 50—75 процентов суммы страхового взноса, второй — 100. А объем страхового возмещения у обоих один и тот же… Хозяйственники, которые умеют считать и экономить деньги, оценят это преимущество. 

— На ваш взгляд, какие чрезвычайные ситуации последних лет показали уязвимость действующей ныне системы добровольного страхования? 

— C 2002 года в Беларуси произошли 124 чрезвычайные ситуации на промышленных предприятиях. Из последних и самых громких у всех на слуху    две аварии на продуктопроводе российской компании «Западтранснефте­продукт» в Бешенковичском районе. Ущерб, нанесенный белорусской стороне, оценен в несколько миллионов долларов, латвийской — около миллиона. Это хорошо, что россияне были застрахованы и сумели восполнить урон… Если бы нет — банкротство, распродажа имущества и погашение сумм по искам третьих лиц. Вообще, мировой опыт ликвидации последствий техногенных аварий  показывает: компенсационные выплаты пострадавшим вкупе с последствиями самой ЧС приводят к разорению подавляющего большинства предприятий.  

— Не секрет, что действующее законодательство в области страхования, промышленной безопасности и налогообложения не позволяет владельцам опасных объектов и страховым компаниям формировать у себя полноценные фонды превентивных мероприятий. Не до конца оговорены механизмы контроля за расходованием средств по линии технадзора, а также приоритетные направления работ… В итоге главным на сегодня источником финансирования большинства исследований в области безопасности выступает государство. Как разрешит все эти нестыковки готовящийся указ? 

— Документ предполагает создание фонда превентивных мероприятий. Наполняться он будет из взносов страховых компаний и использоваться по целевому назначению. Но надо четко понимать, что превентивные меры — это не только пассивная защита объектов, но также оснащение и готовность аварийно-спасательных частей и подразделений. Если они будут экипированы современным оборудованием, последствия любых аварий и, соответственно, ущерб сведутся к минимуму. К слову, в странах Европы страхование — главный регулятор совершенствования защиты от ЧС на производстве. Сами страховщики думают, как им уменьшить собственные риски на данном конкретном предприятии и в целом в отрасли. Не просто думают — помогают на деле. Например, разрабатывают и устанавливают за счет фонда превентивных мероприятий новую систему раннего обнаружения и локальной борьбы с химической аварией. Нам тяжело пока в это поверить, но во всем мире противопожарное и противоаварийное нормирование, научные исследования, разработку техники и устройств во многом финансируют страховые ассоциации. Причем именно из тех фондов, о которых мы сейчас говорим. 

— Любопытно, у кого из наших соседей сегодня действует аналогичная система страхования?  

— Литва и Россия стоят в полушаге от принятия такого документа. Чехия, Украина и Казахстан уже имеют такие законы. В то же время многие промышленно развитые страны решили этот вопрос за счет значительных финансовых гарантий, наличия которых требуют у предприятий (в том числе в виде страховых полисов). В США существуют специальные фонды, из которых покрываются расходы по возмещению вреда от аварий третьим лицам. Средства формируются из штрафов предпринимателей, чьи предприятия наносят вред окружающей среде, а также за счет правительства Соединенных Штатов. В Германии давно действует налог на вредные выбросы и опасные виды деятельности. Поступления от него также аккумулируются в специальном фонде. 

— Кто разрабатывал проект Указа «О вопросах обязательного страхования гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов»? С кем он сейчас согласовывается? 

— Предварительно мы получили одобрение в правительстве и обговорили ряд принципиальных вопросов с Министерством финансов. Сейчас процесс согласования со всеми заинтересованными ведомствами практически завершен. Надеемся, что к концу года его рассмотрят в Аппарате правительства. 

— В итоге кто выиграет от принятия этого указа?                  

— В первую очередь мы с вами. Ведь в Беларуси создается механизм экономического регулирования безопасности (заметьте, не административно навязываемый или нормативно-регламентированный). Получить от него «дивиденды» смогут все: собственники — в виде страховых гарантий своей ответственности, страховщики — в виде притока дополнительных средств, наука — в виде новых разработок и финансирования… Это как раз тот случай, когда благоразумной предосторожностью можно будет предотвратить большой вред. 

Любопытно 

Мы решили «прицениться» к новому указу. Например, обязательное страхование башенного крана обойдется владельцу от 117 до 468 евро в год. При этом сумма страхового возмещения в случае его падения составит 65 тысяч евро. Чтобы застраховать пассажирский лифт, потребуется в зависимости от его состояния  от 2 до 8 евро. Лимит ответственности страховой организации — 20 тысяч евро. 

Кстати 

По данным на 1 ноября 2007 года, в Беларуси добровольным страхованием гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих, занимаются 12 страховых компаний. На начало года с юрлицами действовало 326 договоров добровольного страхования (для сравнения: в 2006 году таких  договоров было 373). Страховая сумма составила почти 85 миллионов рублей.

На снимке: Энвер БАРИЕВ, министр по чрезвычайным ситуациям Беларуси. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter