На детях нельзя экономить

О льготах

На днях ехала в маршрутке. Вошла женщина с ребенком — на вид младшеклассником. Протянула деньги на два билета. Водитель половину вернул: «Мы с детей денег не берем». Мама удивилась, пассажиры улыбнулись...


Всего несколько дней прошло от постановки задачи до результата. Тему проезда учеников в городском транспорте поднял в своем докладе на четвертом Всебелорусском народном собрании Президент. В контексте льгот и социальной политики в целом. Эта проблематика в предвыборные дни особенно популярна. Оппозиционные кандидаты будто гонки устроили — кто больше наобещает. Получается, и вернуть все льготы, и еще сверху насыпать. Посулы, конечно, красивые. Но за какой счет? Об этом молчание.


А ведь не от хорошей жизни в 2007 году принималось решение об оптимизации системы преференций для граждан. Их было больше 6 тысяч. 75 процентов населения — льготники. Мотивы назначения — запутанны. Изучить каждую, рассмотреть целесообразность в отдельности если и реально, то потребует невероятных трудозатрат и времени. Льготами зачастую пользовались не только сами нуждающиеся в них, но и родственники. Средства распылялись колоссальные. Доходило до абсурда: одни торговали льготами, другие их с удовольствием покупали. Было время, когда дельцы регистрировали на неискушенных в коммерции льготников фирмы. А позже бросали их вместе с «хозяевами» бизнеса после нескольких сомнительных финансовых операций. Словом, полный хаос.


Отмена ряда льгот (многие были оставлены) оказалась единственной возможностью навести порядок. А после постепенно возвращать действительно необходимые и только тем, кому они реально нужны. Президент заявил недвусмысленно: детей надо поддерживать. И дал поручение Правительству в недельный срок внести предложения. В Минске ждать не стали. Мэр города Николай Ладутько там же, на Всебелорусском собрании, заявил, что с 7 декабря все школьники могут пользоваться общественным транспортом бесплатно. Президент намекнул регионам, что неплохо было бы развить идею.


Строго говоря, тема проезда учащихся не раз поднималась. Помню, где–то месяц назад парламентарии осаждали вице–премьера Владимира Потупчика. «Ученик едет в школу, из школы, в секцию, в музыкальную школу, на спортивные состязания, и большая часть едет «зайцами». Это все знают. Почему Правительство считает, что этой проблемы не существует? — интересовался тогда депутат Анатолий Глаз. — Ведь этот вопрос можно элементарно решить. Пусть дети не привыкают с детства, что можно государство обманывать». «Надо все детально изучить, просчитать, во что это выливается для государства», — парировал Владимир Потупчик, курирующий в Правительстве социальные вопросы.


Тогда эта дискуссия закончилась с нулевым счетом. Но вот что подумалось. Если дети не платят де–факто, то для транспортников отмена платы де–юре ничего не изменит. Конечно, их интерес понятен. Однако Президент предвосхитил ответную реакцию «транспортного цеха». «Как только мы говорим о том, что бесплатно будут ездить детишки или еще какие–то категории, то транспортники, а у нас и частников много, быстренько нос по ветру начинают держать: а–а, раз льгота, вы нам компенсируйте из бюджета. И вместо реальной стоимости этих льгот у нас всегда запрашивали в три, четыре, пять раз больше. Это Премьер–министр вам может рассказать. За свой счет будете возить людей, небедные... Мы вам помогли обновить транспорт, купили автобусы, и в основном за бюджетный счет. Частники у нас тоже небедные — если детей и подвезете, не победнеете», — подвел черту Александр Лукашенко.


И вот странная штука получается. Как рапортуют областные и городские исполкомы, школьники начали ездить бесплатно. Но от Правительства пока не слышно предложений. И «Минсктранс» ждет. Отказались даже разговаривать на эту тему. Мол, документа еще нет. Но председатель Мингорисполкома ведь объявил, что льгота для учеников уже действует. «Да, но это внутреннее распоряжение, поэтому мы пока комментировать не будем», — пожали плечами в «Минсктрансе».


Ожидать проще всего. Надо двигаться. Тем более что Президент дал конкретное поручение. И четко обозначил срок его исполнения — неделя. Прошло уже полторы. А в Министерстве транспорта и коммуникаций мне сказали, что соответствующий документ где–то на согласовании.


Получается, что льгота начала действовать и без решения Правительства. Регионы приняли к исполнению внятную установку. Но единые правила для всех нужны? Однозначно — да. Хотя бы в том, какой документ должны предъявлять школьники.


Дети уже ездят бесплатно — это главное. Не опасаясь, например, вечером быть высаженными из троллейбуса, автобуса или трамвая «на ближайшей остановке». Совету Министров остается только нормативно закрепить практику. Коль не успел ввести общий норматив.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter