На деревню к дедушке

В Беларуси отмечают тенденцию «регионализации» малого бизнеса

В Беларуси отмечают тенденцию «регионализации» малого бизнеса

Активная пропаганда преимуществ малого бизнеса пока не привела к желаемым результатам. «Малыши» хоть и прирастают численно, но вот качественно изменяться не желают. Число производителей в этом сегменте пока существенно уступает количеству предпринимателей, занятых в сферах торговли и сервиса. Специалисты говорят: для того чтобы переломить эту тенденцию, в отрасли необходимы структурные изменения. Какими они могут быть, обсуждали на недавнем семинаре в Совете Республики Национального собрания.

«Предпринятые правительством меры по либерализации условий осуществления экономической деятельности, налаживание и функционирование различных форм диалога государства и бизнеса привели к существенному улучшению условий для создания и функционирования субъектов малого предпринимательства», — уверяет председатель Совета Республики Анатолий Рубинов. По данным Министерства по налогам и сборам, по состоянию на начало сентября численность индивидуальных предпринимателей в стране достигла 231,74 тыс. человек. За год их число увеличилось на 13,4 тыс. человек, или 6,2 %, причем после новогодних праздников ИП решили стать 12,1 тыс. человек. Кроме того, по состоянию на 1 сентября этого года в республике состояло на учете 83,6 тыс. субъектов малого предпринимательства — юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ЧУПов увеличилось на 7,2 тыс. (или на 9,5 %).

Начавшаяся в стране либерализация отрасли не столько обеспечила стремительное увеличение числа субъектов малого бизнеса, сколько наметила серьезные структурные изменения в этом секторе экономики. «Вследствие реализации мер по либерализации условий осуществления экономической деятельности наметилась тенденция улучшения отраслевой и территориальной структуры сектора малого предпринимательства, активизации его субъектов в реальном секторе экономики, усиления их производственного и экспортного потенциала», — рассказывает председатель Совета по развитию предпринимательства, председатель Белстата Владимир Зиновский. Специалист замечает: ряд позитивных факторов и структурные изменения в секторе малого предпринимательства обусловили повышение удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях страны. К примеру, за последние три года доля «малышей» в ВВП страны увеличилась на 3,1 % — до 11,4 %. Хотя следует заметить, что этот показатель в сравнении с цифрами большинства стран Западной Европы и СНГ весьма невелик. Доля небольших компаний в валовом продукте европейских государств, таких как Франция, Великобритания, Германия и Италия, превышает 50 %, а в некоторых достигает 70 %. В России участие «малышей» оценивают
на уровне 20 %.

В Беларуси по итогам 2009 года объем промышленного производства малых и микроорганизаций составил почти $ 12 трлн. Их удельный вес в таких отраслях промышленности, как стекольная, фарфорово-фаянсовая и легкая, достиг почти 17 %, в лесной и деревообрабатывающей промышленности – 25 %, в полиграфии — 42 %. В Совете по развитию предпринимательства отмечают: в последнее время в стране имеют место существенные подвижки в организационно-правовой структуре малого предпринимательства. В частности, на фоне высоких темпов роста количества малых предприятий наблюдается замедление темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. «В Гомельской, Могилевской, Витебской, Брестской областях даже отмечается перманентное сокращение их числа на 3—5 % ежегодно», — констатирует Владимир Зиновский. При этом он указывает: темпы роста малого бизнеса в регионах превысили темпы их роста в Минске и в областных городах. Иными словами, в Беларуси наметилась тенденция «регионализации» малого предпринимательства. «Согласно данным статистики, в 2006 году почти 68 % малых предприятий работали в столице и в областных центрах, а на регионы приходилось лишь 32 %. В январе текущего года эти цифры составили 60 % и 40 % соответственно. Такие явления характерны для всех областей страны, но наиболее активно процессы продвижения малого предпринимательства в регионы наблюдаются в Брестской, Гродненской и Могилевской областях», — уверяет председатель Совета по развитию предпринимательства.

Есть и еще один принципиальный нюанс — в рамках регионов сегодня наблюдаются определенные структурные изменения и внутри самого сектора малых предприятий. Такой вывод можно сделать, проанализировав данные о распределении малых предприятий по отраслям экономики. Так, если в среднем по республике доля малых предприятий, работающих в промышленности, составила по итогам прошлого года 20 %, то в Минской, Гродненской и Брестской областях она достигла 23—24 %.

Как рассказывает глава Минского городского исполнительного комитета Николай Ладутько, в белорусской столице уровень деловой активности значительно превышает показатели по регионам. «В среднем на тысячу трудоспособных горожан приходится 27 субъектов малого предпринимательства, в то же время по республике этот показатель находится на отметке 16,6, — сообщает Николай Ладутько. — Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Как и большинство европейских столиц, Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, именно на его территории сконцентрированы производственные мощности и квалифицированные кадры». По словам городского главы, в нынешнем году в столице было зарегистрировано более 3 тыс. малых предприятий, а за последние пять лет количество работающих в сфере малого бизнеса выросло практически в два раза и достигло 260 тыс. человек. «На малых предприятиях производится 15 % всей промышленной продукции столицы. Этот бизнес сегодня формирует 22,3 % консолидированного бюджета города», — констатировал Николай Ладутько.

Как отметили на семинаре в Совете Республики, потенциал малого предпринимательства задействован в нашей экономике далеко не в полной мере. Основная масса субъектов малого бизнеса страны по-прежнему сосредоточена в сфере мелкой торговли, неоправданно низок уровень развития инновационного предпринимательства, практически отсутствуют отношения производственной кооперации и субконтрактации малых предприятий с крупным бизнесом. Понятно, что повлиять на малый бизнес возможно только через дальнейшее реформирование этой отрасли. Государство должно создать все условия для того, чтобы люди могли с чистого листа, не сильно напрягаясь, не сильно заморачиваясь на какие-то бумажки, прямо завтра заняться своим делом и начать приносить пользу себе и обществу. В этом смысле и сенаторы, и представители малого бизнеса уповают на Директиву № 4 главы государства, направленную на раскрепощение предпринимательской инициативы. В настоящий момент документ находится в разработке, однако при его подготовке был инициирован ряд предложений, которые, предположительно, найдут свое отражение в конечной редакции директивы. Они касаются обеспечения доступа субъектов малого бизнеса к финансовым, материально-техническим ресурсам, неиспользуемому и неэффективно используемому госимуществу. По прогнозам, документ даст малому бизнесу карт-бланш на получение в собственность земельных участков, снижение и стабилизацию уровня фискальных изъятий и упрощение налогового администрирования. Не стоит сбрасывать со счетов и сокращение количества административных процедур и разрешений при создании и функционировании бизнеса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter