На чужих ошибках

Как повысить свои шансы на успех? Это легче сделать, когда знаешь, на чем чаще всего «сыпались» на ЦТ абитуриенты в прошлом году.     Касательная и секущая – слабое звено

Как повысить свои шансы на успех? Это легче сделать, когда знаешь, на чем чаще всего «сыпались» на ЦТ абитуриенты в прошлом году.

 

 

Касательная и секущая – слабое звено

Начнем с математики. Что, казалось бы, проще – запомнить, что такое рациональные и иррациональные числа, к какому множеству стоит отнести нуль и чем отличаются простые числа от составных? Но даже с самыми легкими заданиями справились не все. Специалисты РИКЗ заглянули в черновики тестируемых и пришли к выводу, что абитуриенты редко используют приемы быстрых вычислений. При нахождении значений выражений, содержащих рациональные числа, абитуриенты пытаются привести все дроби к общему знаменателю. Ошибаются в расчетах и не доводят дело до конца. Даже порядок выполнения действий для многих участников ЦТ – темный лес.

С преобразованием тригонометрических выражений вообще беда. Причем не помогает даже зазубривание формул – тут не обойтись без понимания конструкции каждой отдельно взятой формулы. К примеру, многие были уверены, что sin2x = 0,6 это то же самое, что sinx = 0,3.

Вызывают затруднения и функции. Связывая линейную функцию с формулой у=kx+b, абитуриенты допускают грубую ошибку, полагая, что в формуле y=13 абсцисса равна 13. Четкое представление о графике линейной функции не сформировано у половины участников, и они не способны правильно установить соответствие формула – график.

А вот еще интересное задание. Даны координаты точек – вершин квадрата. Нужно найти периметр квадрата. Больше половины участников стали строить фигуру. Увидев, что ее сторона расположена не строго горизонтально (как будто квадрат – это четырехугольник со строго горизонтальными и вертикальными сторонами), они решили, что такого квадрата не существует.

Менее 10 процентов тестируемых справились с заданием на применение свойств касательной и секущей.

 

Учите законы Ньютона и Архимеда

Для того чтобы правильно рассчитать температуру, скорость или силу, нужно как минимум знать, что эти понятия обозначают. Но даже на этом этапе у абитуриентов возникают проблемы. Чуть больше половины (52%) испытуемых дают правильный ответ, считая, что конденсация является физическим явлением. А вот 38 процентов тестируемых к физическим явлениям относят силу. Еще пример задания по физике, которое относится к первому уровню сложности и помогает проверить знания единиц СИ физических величин. Так, в задании: «Единицей электрического напряжения является...» правильный ответ – вольт. Но из предложенных – ом, Ньютон, ампер, джоуль, вольт – не смогли выбрать правильный ответ 34 процента тестируемых. А ведь электродинамика в школьном курсе физики изучается с 8-го класса. 38 процентов абитуриентов не смогли перевести граммы и тонны в килограммы (при подсчете количества собранной учениками макулатуры), и это при том, что на первой странице тестового задания приведена таблица дольных и кратных единиц.

Задание на знание первого закона Ньютона и умение вычислять значение модуля равнодействующей силы можно выполнить устно, применив графический метод сложения двух векторов по правилу параллелограмма. Однако с ним успешно справилась только пятая часть абитуриентов.

Для большинства тестируемых непосильным оказалось задание, предназначенное для проверки умения решать задачи на применение закона Архимеда.

 

 

Што такое зваротак?

Часцей за усё ўдзельнiкi тэсцiравання памылялiся таму, што не ведали правiлаў:

  • у словах Iлья, Ульяна, Касьян, Емельян, Юльян, а таксама ў словах, вытворных ад дзеяслова лiць, пiшацца раздзяляльны мяккi знак;
  • у прыметнiках на стыку кораня, якi заканчваецца на -н-, i суфiкса -н- назiраецца марфалагiчнае падваенне i пiшацца -нн-;
  • у словах iншамоўнага паходжання падаўжэння не адбываецца;
  • прыстаўкi з-, уз-, без (бяз-), раз- пiшуцца перад звонкiмi зычными гукамi, прыстаўкi с-, ус-, бес (бяс-), рас- – перад глухiми зычнымi.
  • прыпадабненне шыпячых гукаў да свicцячых i свiсцячых гукаў да шыпячых на пiсьме не перадаецца.

Самым складаным для паступаючых стала заданне на праверку ведання спосабаў выражэння членаў сказа. Напрыклад, што ў ролi дзейнiка выступаюць назоўнiк цi займеннiк, ведаюць усе, а вось што дзейнiк можа быць прадстаўлены iнфiнiтывам – не.

Больш паловы ўдзельнiкаў тэсцiравання не ведалi, што такое зваротак i што ён не з’яўляецца членам сказа. Такая ж колькасць абiтурыентаў не засвоiлi прыёмы размежавання галоўных i даданых членаў сказа. Што датычыцца пунктуацыi, то найбольшая колькасць няправiльных адказаў была дадена абiтурыентамi там, дзе давялося ставiць працяжнiк памiж дзейнiкам i выказнiкам, знакi прыпынку пры зваротку, пабочных i ўстаўных канструкцыях. З заданнямi справiлiся менш за 20 процентаў абiтурыентаў.

 

Интеллигент – рекордсмен по количеству ошибок

Больше всего ошибок, как и в предыдущие годы, допущено в словах с чередующимися гласными: подрастающий, зарастать. Рекордсменом по количеству ошибок среди слов с непроверяемой гласной стало слово интеллигент. С ним не справились 46 процентов испытуемых.

По-прежнему затруднения вызывают слова с приставкой пре-. В слове пренебрежительный ошибки допустили 55,9 процента абитуриентов.

Не умеют писать абитуриенты и личные окончания глаголов в форме будущего времени 2-го лица множественного числа (например, если вы подпишете – 59,2 процента).

Трудными (от 40 до 56 процентов неправильных ответов) оказались примеры на правописание частицы не с полными причастиями с зависимым словом: не убранная с утра постель, ничем не объяснимый. Видимо, вполуха школьники слушали на уроке тему дефисное написание сложных существительных с первой частью пол (пол-обложки – 51 процент ошибок, пол-абзаца – 50,2 процента).

Пунктуация – больная мозоль всех абитуриентов. Особенно трудными для них оказались сложноподчиненные предложения с однородным подчинением (до 64 процентов ошибок).

Над неумением строить предложения с деепричастными оборотами смеялся в свое время Антон Павлович Чехов. В его рассказе «Жалобная книга» приводится такая неграмотная запись. Помните? «Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа». Прошло больше века, а наши выпускники справляются с такими конструкциями все хуже.


Наталья УРЯДОВА, «ЗН», по материалам РИКЗ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter