На чем будем учить летать школьника?
05.09.2007 01:00:00
— Документ призван обеспечить системное регулирование общественных отношений в данной сфере. Его проект был разработан на основе анализа белорусского законодательства в области образования, соответствующих международных договоров, а также основополагающих актов ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, — подчеркнул, представляя проект, министр образования Александр Радьков. — Содержание проекта Кодекса основывается на принятых законах в сфере образования и не предусматривает концептуальных изменений положений действующего законодательства. Вместе с тем Кодекс стал не просто “сборником действующих законов”, а дополняющим и систематизирующим сборником.
Впервые в Кодексе устанавливаются такие понятия, как “образовательная программа”, “получение образования на дому”, “выпускник”, “качество образования”, “магистрант”, “образовательные отношения”, “академическая мобильность”, “преподавательская деятельность”, “основное образование”, “дополнительное образование”.
— Основным видом общеобразовательного учреждения считается средняя школа. Для подготовки на более высоком уровне с углубленной специализацией будут работать гимназии и лицеи, — сказал Александр Радьков. — Среднее образование будет обязательно интегрироваться с практической работой, взаимодействовать, в частности, с организациями-заказчиками кадров. В качестве основного вида специального среднего образования предусмотрен колледж...
— А зачем нам вообще гимназии и лицеи?, — переспросил премьер-министр Сергей Сидорский. — Не получится ли, что там будут учиться только по итогам так называемого “конкурса родителей”?
— Эти учебные заведения отличаются от школы углубленной специализацией, чтобы попасть в них, дети будут сдавать экзамены, — убежден Александр Радьков.
— А как же дети из сельских школ, особенно из тех, где всего-то учатся 20—30 человек? Какая там может быть специализация? — стоял на своем премьер-министр.
— Мы прописали в кодексе, как это будет происходить. Школа обязана обеспечить достойное образование на базовом уровне всем. А вот особо одаренного человека мы можем пригласить в другую, специализированную школу. Что касается неперспективных школ с малым количеством учеников, то мы решили идти по пути объединения школ, организовав подвоз учащихся.
Вторым вопросом, вызвавшим бурное обсуждение, стала инновационная составляющая нашего образования.
— Получается так, что мы учим летать на “кукурузнике”, потом молодой специалист учится работать с Су-29, в то время как в небе уже летают суперсовременные Су-47, — образно выразился вице-премьер Александр Косинец. По его мнению, белорусская высшая школа должна быть более ориентированной на реальный сектор экономики. Надо стимулировать и учащихся, и самих педагогов к постоянному процессу обучения.
В связи с этим Сергей Сидорский привел цифры недавнего социологического опроса: на вопрос, считаете ли вы себя инновационно восприимчивыми, 68 процентов студентов ответили отрицательно.
— Это очень тревожная статистика. Ведь нам надо “поднимать” именно это большинство, а не только отдельные дарования, которые и “сами пробьются”, — считает премьер-министр. — Инновации это ориентир на новые мысли, создание новых образов, готовность к восприятию новой информации. Без этого невозможно построить инновационную экономику государства.
Президиум Совмина обсудил также вопрос, надо ли в кодексе дублировать норму о зарплате педагогов (в законе “Об образовании” написано, что зарплата педагога должна быть на уровне средней зарплаты в промышленности, а профессорско-преподавательского состава — на уровне 150 процентов от зарплаты в промышленности) и являются ли школьные администраторы (например, директор) и методисты педагогическими работниками. Решили, что Минобразования и Министерство труда и соцзащиты должны в течение недели обсудить эти позиции и договориться. После этого проект Кодекса будет направлен на обсуждение в Палату представителей.