На чем будем учить летать школьника?

Главным прилагательным, которое чаще всего звучало вчера на заседании Президиума Совета Министров, на котором рассматривался Кодекс об образовании, было слово “инновационный”. Таким должно быть теперь образование и изнутри, и снаружи. Кодекс об образовании рождался в течение двух последних лет.

— Документ призван обеспечить системное регулирование общественных отношений в данной сфере. Его проект был разработан на основе анализа белорусского законодательства в области образования, соответствующих международных договоров, а также основополагающих актов ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, — подчеркнул, представляя проект, министр образования Александр Радьков. — Содержание проекта Кодекса основывается на принятых законах в сфере образования и не предусматривает концептуальных изменений положений действующего законодательства. Вместе с тем Кодекс стал не просто “сборником действующих законов”, а дополняющим и систематизирующим сборником.
Впервые в Кодексе устанавливаются такие понятия, как “образовательная программа”, “получение образования на дому”, “выпускник”, “качество образования”, “магистрант”, “образовательные отношения”, “академическая мобильность”, “преподавательская деятельность”, “основное образование”, “дополнительное образование”.
— Основным видом общеобразовательного учреждения считается средняя школа. Для подготовки на более высоком уровне с углубленной специализацией будут работать гимназии и лицеи, — сказал Александр Радьков. — Среднее образование будет обязательно интегрироваться с практической работой, взаимодействовать, в частности, с организациями-заказчиками кадров. В качестве основного вида специального среднего образования предусмотрен колледж...
— А зачем нам вообще гимназии и лицеи?, — переспросил премьер-министр Сергей Сидорский. — Не получится ли, что там будут учиться только по итогам так называемого “конкурса родителей”?
— Эти учебные заведения отличаются от школы углубленной специализацией, чтобы попасть в них, дети будут сдавать экзамены, — убежден Александр Радьков.
— А как же дети из сельских школ, особенно из тех, где всего-то учатся 20—30 человек? Какая там может быть специализация? — стоял на своем премьер-министр.
— Мы прописали в кодексе, как это будет происходить. Школа обязана обеспечить достойное образование на базовом уровне всем. А вот особо одаренного человека мы можем пригласить в другую, специализированную школу. Что касается неперспективных школ с малым количеством учеников, то мы решили идти по пути объединения школ, организовав подвоз учащихся.
Вторым вопросом, вызвавшим бурное обсуждение, стала инновационная составляющая нашего образования.
— Получается так, что мы учим летать на “кукурузнике”, потом молодой специалист учится работать с Су-29, в то время как в небе уже летают суперсовременные Су-47, — образно выразился вице-премьер Александр Косинец. По его мнению, белорусская высшая школа должна быть более ориентированной на реальный сектор экономики. Надо стимулировать и учащихся, и самих педагогов к постоянному процессу обучения.
В связи с этим Сергей Сидорский привел цифры недавнего социологического опроса: на вопрос, считаете ли вы себя инновационно восприимчивыми, 68 процентов студентов ответили отрицательно.
— Это очень тревожная статистика. Ведь нам надо “поднимать” именно это большинство, а не только отдельные дарования, которые и “сами пробьются”, — считает премьер-министр. — Инновации это ориентир на новые мысли, создание новых образов, готовность к восприятию новой информации. Без этого невозможно построить инновационную экономику государства.
Президиум Совмина обсудил также вопрос, надо ли в кодексе дублировать норму о зарплате педагогов (в законе “Об образовании” написано, что зарплата  педагога должна быть на уровне средней зарплаты в промышленности, а профессорско-преподавательского состава — на уровне 150 процентов от зарплаты в промышленности) и являются ли школьные администраторы (например, директор) и методисты педагогическими работниками. Решили, что Минобразования и Министерство труда и соцзащиты должны в течение недели обсудить эти позиции и договориться. После этого проект Кодекса будет направлен на обсуждение в Палату представителей.

Справка “НГ”: инновация (позднелат. innovatio, англ. innovation) — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter