В Минске прошел семинар, посвященный роли средств массовой информации в обеспечении конституционных прав граждан при проведении избирательных кампаний. Инициатором его проведения выступил Белорусский союз журналистов.
Значимость дискуссии накануне выборов в местные Советы, за которыми последует и президентская избирательная кампания, трудно переоценить. Тем более что в прошлом году в силу вступил новый Закон о СМИ, а в этом с учетом рекомендаций ОБСЕ — дополнения и изменения в законодательство, касающиеся проведения выборов и референдумов.
Два этих обстоятельства, безусловно, внесли коррективы в устоявшиеся правила. И, как утверждают специалисты, значительно демократизировали сам ход избирательных кампаний, а значит, и возможность его освещения.
Но журналисты, как известно, народ дотошный и желающий точно знать, как в новых обстоятельствах работать, насколько регламентированы они будут в освещении столь значимых событий?
Первый заместитель главы Администрации Президента Беларуси Наталья Петкевич уверена: сколь ответственным и качественным будет информационное поле, зависит в первую очередь от самих журналистов. Любые политические события в стране, в том числе и избирательные кампании, – это своего рода проверка СМИ на честность и ответственность. Многие в погоне за жареным и дешевой популярностью у читателей часто неоправданно нагнетают ситуацию или вбрасывают в информационное поле сведения, как говорится, не для печати — личного, интимного характера. Но ведь свобода слова, которую желают иметь все СМИ, подразумевает не только журналиста, но и того, о ком он пишет, а также и потребителей этой информации.
Это очень тонкая грань, которая не всегда регулируется прописанными статьями закона. А потому на первое место выходит морально-этическая сторона, ответственность и порядочность самого журналиста и средства массовой информации, на которое он работает.
С этой гранью, как показывает практика, у некоторых есть проблемы. Это показала ситуация с так называемой эпидемией свиного гриппа: тогда выплеснулось столько ужасающих заголовков и пугающей непроверенной информации, что удариться в панику мог даже самый стойкий читатель. Однако, как все мы знаем, эпидемия гриппа не носила какого-то сверхопасного характера.
Наталья Петкевич считает, что работа СМИ, образно говоря, должна быть подобна чашам весов, которые уравновешиваются открытостью и стремлением не навредить.
В свою очередь председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина заявила, что на СМИ в период предвыборных кампаний возлагаются и большая ответственность, и большие надежды – слишком велика их роль в формировании общественного настроения в этот период. За примером не надо далеко ходить. Только что прошли президентские выборы в Украине. Как известно, еще накануне штабы некоторых кандидатов и подконтрольные им СМИ нагнетали обстановку, заранее заявляли о сфальсифицированном результате, тем самым формируя негативное отношение электората к будущим итогам выборов. Как известно, «заявителям» это не помогло выиграть гонку, зато привнесло дополнительную сумятицу и волнения в избирательную кампанию.
Нынешние поправки, с учетом национальных особенностей и международного опыта, сделали избирательный процесс в Беларуси более открытым и демократичным, повысили активность желающих принять участие в кампаниях.
Так, за два дня регистрации документы в окружные и территориальные комиссии уже подали около 3,5 тысячи инициативных групп. А из 15 политических партий, зарегистрированных в Беларуси, 13 выдвигали кандидатуры в состав избирательных комиссий.
Многие утверждают, что в вопросах проведения и освещения избирательных кампаний мы должны полагаться исключительно на международный опыт. Однако он свидетельствует: в каждой стране – своя кухня. Даже те государства, чья демократическая развитость ни у кого не вызывает сомнений, имеют свои особенности. Где-то кандидатам дается право пиарить себя бесплатно, где-то исключительно за деньги, в иных странах освещение выборов – прерогатива государственных СМИ, и наоборот, есть и такие, где принцип равного доступа к СМИ заменяется пропорциональным и т.д.
Как бы там ни было, главное писаное и неписаное правило работы журналиста, и не только в период таких кампаний, – это ответственность за свою работу перед обществом.
И с этим согласились все участники дискуссии.
На снимке: во время работы семинара.
Фото: Александр ТОЛОЧКО