На бурты не надейся, а то оплошаешь

Какой будет зима — никто не знает. Если окажется такой же морозной, как предыдущая, потерь картофеля, заложенного на хранение в бурты, не избежать. Подтверждение тому — горький опыт прошлых лет, когда 30—40 процентов отборных клубней превращалось в гниль. Начиная с нынешнего года, потребовал глава государства, необходимо отказаться от буртов. Там, где нет типовых хранилищ, следует приспособить пустующие помещения: привести их в порядок, утеплить, на случай сильных морозов установить теплогенераторы.

Сегодня хранить картофель по старинке — все равно что топить ассигнациями...

Какой будет зима — никто не знает. Если окажется такой же морозной, как предыдущая, потерь картофеля, заложенного на хранение в бурты, не избежать. Подтверждение тому — горький опыт прошлых лет, когда 30—40 процентов отборных клубней превращалось в гниль. Начиная с нынешнего года, потребовал глава государства, необходимо отказаться от буртов. Там, где нет типовых хранилищ, следует приспособить пустующие помещения: привести их в порядок, утеплить, на случай сильных морозов установить теплогенераторы.

— Мы так и делаем, — поделился своими заботами глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Котолосово», что в Шкловском районе, Владимир Котолосов. — У меня самое большое в районе картофельное поле — 170 гектаров. При урожайности 220 центнеров накопал 3740 тонн клубней. Тысячу тонн продал Татарстану, что-то отправил в торговлю и 2300 тонн оставил на продажу весной. Хорошо, что в начале года на аукционе купил мастерскую Витебского ремонтно-монтажного управления. Сейчас заканчиваем приводить здание в порядок.

Фермер с усилием открывает двери — и перед нами аккуратно сложенные мешки с картофелем. Читаю на этикетках сорта: «скарб», «молли», «бриз», «зарница»... Всего 16 наименований.

— Не замерзнут семена зимой? — интересуюсь у хозяина. — Отопления-то здесь нет.

— Все делаем, чтобы этого не случилось, — поясняет Владимир Котолосов. — Мягкую кровлю сняли, утеплили льнотрестой и опилками. Положили дополнительно бетонные плиты, покрыли их рубероидом, просмолили. Стены с южной стороны утеплили пенопластом, с северной между блоками залили пеной. Все делаем с таким расчетом, чтобы температура в хранилище была в пределах 2—4 градусов тепла. На случай больших морозов в каждой секции установим теплогенераторы.

Пока осматривали приспособленное для хранения картофеля помещение, к фермеру п                                                                                                                                                         рибыли гости издалека. Как оказалось, специалисты немецкой фирмы. Владимир Федорович встречается с ними не первый раз, уже есть договоренность, что весной они начнут монтировать оборудование для механизации всех процессов и компьютерного регулирования режима хранения клубней. Весь картофель будет находиться в контейнерах.

— Про бурты нужно забыть, это вчерашний день, — говорит Котолосов. — Забуртовать вручную 500 или 600 тонн — вы не представляете, что это такое. Людей у меня нет, приглашаю со стороны случайных работников, они вилы в руках держать не умеют, лишь бы как накроют соломой картофель, землей присыплют его и все. Пошел дождь — бурты протекают. Весной вскрываешь их, а там гниль. С этим теперь покончено. Вот сделают мне немцы все как надо, попрошу больше земли и увеличу площади под картофель. Заниматься им нужно серьезно. Дело это выгодное.

В унитарном сельхозпредприятии «Спартак» картофельное поле поменьше, чем у фермера, — 100 гектаров. Но урожай повыше — 270 центнеров. Вышло 2700 тонн клубней. А типовое хранилище может вместить лишь одну тысячу тонн. Куда остальной картофель девать?

— 1300 тонн оставляем на семена, а продовольственную часть урожая отгружаем в торговлю, в закрытые спецучреждения области, — поясняет главный агроном хозяйства Нина Добровольская. — Ту часть семян, которая не вместится в типовое хранилище, разместим в приспособленных помещениях. Бурты нынче не создавали, знаем, к чему это приводит.

— У нас неплохие картофельные земли, — дополнил директор «Спартака» Дмитрий Василевский. — Под эту культуру будем расширять площади, доводить урожайность до 300 центнеров. На 2012 год запланировано строительство типового хранилища на 4 тысячи тонн. Как видите, перспективы у нас хорошие.

Еще лучшие они в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Диана», где уже в следующем году появится типовое картофелехранилище на 5 тысяч тонн. Здесь будет установлено все, чтобы сберечь урожай. Немецкая фирма «Гриме» смонтирует оборудование, которое будет готовить клубни к хранению, а фирма «Гаугеле» установит электронику, с помощью которой можно автоматически регулировать режим хранения.

— Это обойдется нам недешево, — говорит Владимир Малиновский, глава фермерского хозяйства, — но, думаю, овчинка выделки стоит. Те годы, когда мы закладывали урожай в бурты, нужно забыть.

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

НА СНИМКЕ: загрузка семян картофеля в приспособленное хранилище в фермерском хозяйстве «Диана» Шкловского района.

Фото Александра ГРАДЮШКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter