Как бороться с нелегальной торговлей?

На бойком месте

Октябрь проходит в больших домашних хлопотах: время закладывать свой личный стабилизационный фонд на зиму. Запасаться картошкой, луком, морковкой — в общем, всем тем, что у хорошей хозяйки всегда должно быть под рукой. Осенние фермерские сельскохозяйственные ярмарки тому активно способствуют. На их фоне еще больше оживились нелегальные торговцы, с которыми в Минске борются не первый год. Честно говоря, с минимальным успехом. На днях создана даже специальная рабочая группа, которая должна выдать рекомендации против стихийных бойких мест. Возможно ли это в принципе? А если да, то на что делать ставку? Вот главные вопросы, в решении которых сегодняшние спорщики никак не придут к консенсусу.


Законы эволюции

Людмила ГАБАСОВА
Прошу тебя, Рома, давай уж сразу оставим бабушек за скобками. Не тех псевдобабушек, которым то и дело подносят коробки с заморскими томатами или виноградом с машин и для которых это настоящий бизнес, незаконная предпринимательская деятельность с размахом. А «божьих одуванчиков», которых сразу выделяешь из пестрой толпы торговцев: стоят со своей горкой чеснока, банкой маринованных огурцов и парой вязаных носков. Надеются заработать хоть какую копейку в придачу к пенсии. Формально они тоже нарушают закон, но у меня бы просто не поднялась рука их оштрафовать или согнать с места. Такие же, заметь, всегда на одном и том же пятачке топчутся. И как радуются, когда удается продать весь свой нехитрый набор!..

А с псевдобабушками и примкнувшими к ним торговцами самого цветущего возраста, не уверена, что вообще можно бороться методом кнута — штрафами, рейдами. Наглые, хваткие, мобильные, они все равно не сойдут со своей ущербной позиции, сформировавшейся еще в 1990-е, — «а я никому ничего не должен!». Затаятся, найдут другое место, пристроятся — и снова за старое. Где я только их не видела минувшим летом! Не только ведь на привычных пунктах сбора, в подземных переходах, на остановках общественного транспорта и у станций метро. Клубникой «с земли» преспокойно торговали на улице Сурганова, черемшей — на Толбухина, а коробки с помидорами, к своему изумлению, я обнаружила выставленными в три ряда прямо у кинотеатра «Мир». В самом центре города, посреди бела дня! Прохожие, конечно, недоуменно оглядывались, но ничего, кто-то в результате подходил, приценивался, покупал. Я уже не говорю о том, что весь сезон сменялись минивэны у входа в мой супермаркет шаговой доступности. Клубника, черника, помидоры, перцы — дешевый и, не стану кривить душой, очень качественный товар шел бойко. Даже очереди выстраивались. Все, дружок, старо как мир: есть спрос — будет и предложение. А спрос будет, пока не появится альтернатива получше.

«Законодатель! Не пиши законов торговле: она не терпит оных, подобно океану, носящему корабли ее» (Пифагор).

Думаю, нелегальные торговцы выродятся и самоуничтожатся как класс только в одном случае. Если подтянется торговля легальная: снизит цены, расширит ассортимент и захватит «козырные» места, которые сегодня облюбовали умельцы крутиться. Вот хотели не так давно ликвидировать фруктово-овощные лотки в Минске — и правильно, что не ликвидировали. Ну не может большинство магазинов пока занять эту нишу. И дороже там, и хуже. А видел ли ты когда в гипере, например, наборы для закатки огурцов? Если бы не ушлые нелегальные торговцы, мне бы за ними каждый раз пришлось кататься на «Комаровку». Тыкву зимой ты где гарантированно найдешь? У тех же бабушек. Для среднего супермаркета, создается впечатление, это какой-то презренный продукт. Не то что баклажаны по 16 рублей. Или бананы, которые за ночь чудесным образом меняют исконный желтый цвет на коричнево-черный…

Я вообще отношусь к жизни философски: верю, она сама все расставляет по своим местам. Устаревшее отсеивает. Рациональное подхватывает. Зарегулированности не признает, сопротивляется. Ее главный принцип — эволюция. Вот медики констатируют: белорусы стали меньше пить вообще и крепких напитков в частности. Наверное, не потому, что кто-то их запрещает или ограничивает в продаже? Нет, просто мы сами мозгами пораскинули. Незаметно кануло в Лету многое из того, что было рядовым и привычным лет 20 назад. Нелегальная торговля, кстати, тоже уже не буйствует, как бывало раньше. Может, и покупать «с газеты» вскоре станет моветоном?

gabasova@sb.by

Усмирение стихии

Роман РУДЬ
Насчет торгующих бабушек я бы рад, Людмила, с тобой согласиться, но прогресс пока не шагнул так далеко. Разными приборами оснащена наша милиция, есть у нее рации и даже видео­регистраторы, но пока не придумали аппаратуру, которая бы с ходу отличала честную старушку, связавшую дома варежки для продажи, от той, которая торгует на улице коммерческим товаром. Действительно, одна может пытаться продать немного экологичной петрушки со своего огорода, а другая — десятки килограммов зелени непонятного происхождения, которую время от времени подвозит ей в багажнике авто хитрый предприниматель. Он знает, что стражи порядка относятся к пожилым торговкам лояльно, вот и пользуется этой лазейкой, чтобы самому не платить за место на рынке. А ты поди отличи одну торговку от другой! Вот и приходится милиционерам пользоваться самым точным инструментом — законом. Который для всех один, без скидок на пол или возраст. И я целиком поддерживаю этот подход.

Любая стихия, если ее не загнать в жесткие рамки, вредит человеку. Про опасность неконтролируемого огня или разбушевавшейся реки тебе, я думаю, объяснять не нужно. Не меньший вред наносит стихийная торговля. В Минске по некоторым подземным переходам невозможно пройти, чтобы не споткнуться о ряды шерстяных носков и шарфиков, котят в ящиках и ведра яблок. Выходы из метро забаррикадированы лотками с плодоовощной продукцией и самодельными прилавками, точнее, газетками, с которых продают всякое барахло. Людям приходится протискиваться между торговцами, среди которых встречаются и назойливые. Они даже не предлагают, а требуют купить у них банку сомнительных грибочков или «букетик для любимой», собранный с ближайшей клумбы.

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Франсуа Вольтер).

Я даже не буду заикаться здесь о соблюдении санитарно-гигиенических норм, все и так видят, в каких условиях хранится и реализуется товар. Пусть торговцы ставят нас под угрозу отравлений, раз мы сами себя не бережем и поощряем этот эпидемиологический ужас своим рублем. Скажу о другом. О справедливости. Неужели ты считаешь нормальной ситуацию, когда один предприниматель заплатил за аренду торгового места и… ничего не продал? Потому что вокруг него расположились нелегалы, способные выставить более низкие цены: они ведь не платят налоги и арендные сборы. В казну города от них не идет ни копейки. Что в результате? Честные торговцы в проигрыше, бюджет в проигрыше, твой желудок и кошелек тоже могут пострадать, если товар некачественный. Выигрывают от такого порядка вещей одни лишь стихийные торгаши, которых ты, похоже, защищаешь.

Тем более я считаю вредным твой метод борьбы с несанкционированной торговлей. Мол, давай пустим все на самотек, и порядок наладится сам собой. Не будет этого! Жизнь уже не раз нас учила, что только жесткие и неотвратимые меры способны снижать количество правонарушений. Почему-то ГАИ в свое время не уповала на то, что водители несколько раз ударятся головами о лобовые стекла своих машин да и начнут использовать ремни безопасности. Провели несколько рейдов, нещадно штрафуя «забывших» пристегнуться, и теперь любо-дорого смотреть на экипажи автомобилей: все пристегнуты как паиньки. Ситуация с наркотиками тоже не разрешалась сама собой. Лишь усугублялась. Пока не ввели жесточайшую ответственность. И число пьяных за рулем резко уменьшилось, когда за это преступление начали судить и отбирать машины.

Так должно быть и с уличной торговлей. Вышел на улицу продавать леденцы, изготовленные немытыми руками в грязной посуде, — держи в кармане деньги на штраф. Правда, штраф должен быть не копеечный, как сегодня, а очень чувствительный. Я слышал, Мингор­исполком планирует устанавливать специальные стенды в местах стихийной торговли, которые будут доносить информацию об ответственности. Но сегодня она лишь рассмешит нелегалов — всего 0,5 базовой величины! Да они эти несчастные 12 рублей отобьют одной-двумя парами рукавичек и будут дальше уродовать внешний облик городов своим присутствием. Если же наказание пересмотреть, стихийная торговля мигом исчезнет с наших улиц.


Брейк!


Деление бабушек на категории — это, наверное, чересчур. Как и пассаж насчет ощутимых бюджетных потерь от торговли в неустановленных местах. Предлагаю подойти к ситуации еще с одной стороны. В местах массового скопления людей — у переходов, станций метро и т.п. — не должно быть объектов, создающих препятствия для движения пешеходов. К сожалению, и «божьи одуванчики», и псевдобабушки как раз являются такими препятствиями, ибо находятся практически в гуще людского потока. Уже с точки зрения безопасности стоило бы немедленно зачистить несанкционированные торговые площадки. Вот только работа в этом направлении ведется, откровенно говоря, слабо, оттого и чувствуют себя продавцы вольготно. Кстати, для тех, кто хочет продать излишки со своего огорода, предусмотрены бесплатные места на рынках. Правда, там и конкуренция выше, и проходимость (есть такой термин) ниже, чем на выходе из метро. Поэтому в межсезонье на рынках ряды пустуют, а возле переходов толпы продавцов самого разного пошиба. Бороться с разнузданным базаром под ногами в любом случае надо. И вот тут-то, извините, перед законом должны быть равны все. Исходя из этого тезиса, победу, пусть и с вялым преимуществом, присуждаю Роману. В то же время делаю ремарку: принципы гуманизма еще никто не отменял. Как, впрочем, никто не отменял и право требовать от местных властей организации цивилизованных торговых мест для физических лиц. Где именно — уже другой вопрос.

Александр НЕСТЕРОВ.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter