Базар - визитка района

На бойком месте

Базар — визитка страны, региона, города, райцентра. Так всегда было и, думаю, будет. Если хотите узнать, чем живут Ушачи, сходите на местный базар. Там все как на ладони. Проблемы, достижения. Там день сегодняшний. И базар не обманет, не станет пускать пыль в глаза, выдавать черное за белое. Что есть, тем и торгуют.

Раньше, еще лет 30 назад, приезжали на лошадях. Выезжали из деревень затемно и везли товар в местечко. Сегодня товар доставляют на машинах. Расставляют столы, они же прилавки, раскладываются и ждут покупателя. Я пришел на базар в восемь утра, торговля только–только начиналась. У большинства павильонов еще были опущены роллеты, а между рядами бегали собаки, лаяли и гонялись за большим рыжим котом. Перед базаром сидели два старика: один в заношенной кепке, а его товарищ в бейсболке. Рядом с ними на самодельном столе были разложены всякие железки: ржавые гвозди — пучками, шурупы, болты и гайки — рыжими кучками. Две пары завесов, напильники разнокалиберные, проволока разных цветов и десятки всяческих штуковин, найденных где–то, подобранных, возвращенных к жизни. Кроме меня, к этим невеселым торговцам никто не подходил, и они о чем–то лениво переговаривались. На их скобяные изделия светило яркое солнце, и железный хлам иногда поблескивал, отливая, будто червонным золотом или старинным серебром. Из нового у этих ушачских стариков было только две ручки для кос да пяток деревянных клиньев.

Устав рассматривать ржавый антиквариат, я отправился к машинам. Здесь торговали резиновыми сапогами, как рыбацкими, так и самыми обычными, камуфляжными костюмами, похожими на сброшенную змеиную шкуру, бензопилами с оранжевыми корпусами и триммерами. Продавец, активно жестикулируя, размахивал перед носом деревенского дядьки желтым тросиком, объясняя, что он будет не косить траву, а брить. Он даже себя по щекам похлопал, а потом провел ладонью по горлу. Этот вроде неуместный жест убедил сельчанина, и он раскошелился. Рассчитывался монетами, настороженно перебирая их...

У следующей машины девушка–продавец выкладывала на прилавок различные образцы линолеума, ламината, металлочерепицы, керамической плитки и прочих радостей для желающих благоустроить свое жилище.

Семейная пара разглядывала образцы памятников, неторопливо листая альбом, а продавец пояснял, откуда привозят камень, как режут и почему он так красив. Муж с женой перешептывались, а потом мужчина сказал: «Тебе решать, быстрей... Твоя мать, ты и думай!»

Трое мальчишек не без интереса, но со скепсисом на лицах изучали велосипеды, сравнивая толщину колес и высоту протекторов. Самый старший отвлекся и начал перебирать блестящие запцацки, мизинцем измеряя диаметр отверстия. Палец застрял, пришлось дернуть, чтобы вытащить.

На всем базаре была только одна очередь. Восемь женщин разного возраста создали толчею у машины с банками и крышками. Осматривали стекло на свет, ощупывали «рыльца», выискивая сколы и трещины. Высокий крепкий мужчина–продавец шутил направо и налево, рассыпал комплименты, милостиво позволяя дамам порыться в больших картонных коробках, заполненных крышками с картинками. Кому–то нужны с яблоками, кому–то — с грибами, ягодами, огурцами и помидорами.

— Мне бы с вишенками и сливами, а тут только клубника... — сокрушалась полноватая барышня в коротких шортах.

— А я люблю клубничку! — картинно моргая двумя глазами и скалясь, ухмыльнулся мужичок. — Вишни на дне большой коробки, ищи, не стесняйся!

Август — время закаток, варений, солений... А без банок какие закуски? Какие компоты? Торговцы одеждой, велосипедами и памятниками своему коллеге завидуют, даже смотреть в его сторону не хотят.

А если уйти с площадки с машинами и нырнуть в лабиринты павильонов, то там можно найти все или почти все. Есть павильон, где все по 10 тысяч старыми. Бери!

Все как на любом большом рынке, только масштаб иной. Ассортимент пожиже, а цены пониже. Есть торговцы медом, как еще прозрачным — этого года, так и густым, бело–желтым. Весь мед в пол–литровых банках, под пластиковыми крышками. Стоит дешевле, чем в Минске. Картошка и разговоры про постоянные дожди, про то, что в этом году останемся без бульбы. Сколько помню, всегда этот разговор слышу на базаре. И не важно, где тот рынок: в Минске, Гомеле, Гродно, Ракове, Чечерске...

Уже уходя с базара, я подошел к старикам, торгующим железками. Взял в руку рыжую и негнущуюся завеску, а она горячая, так ее солнце нагрело.

А знаете, чего на ушачском базаре нет? Свежей речной и озерной рыбы... А раньше, лет двадцать назад, была. Пацаны карасей продавали, а мужчины — щук, лещей здоровенных и даже линей. Вокруг озера, а рыбы нет. Ну ничего, сам поймаю.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 152 (25034). Среда, 10 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter