На автомобили, жилье и путешествии мы начинаем тратить больше, чем на еду и одежду.

За последние пятнадцать лет жители Беларуси стали направлять на питание меньшую долю потребительских расходов, чем это было раньше. Как утверждают эксперты, мы уже достигли четвертой волны потребительской эволюции. Далее нужно стремиться к тому, чтобы доходы росли и на продовольствие жителям нашей страны было достаточно тратить менее 20 процентов своих ресурсов. При этом больше тратить на путешествия, образование, жилье, автомобили, а деньги зарабатывались наиболее прагматичным путем, используя Форекс.

Новая формула

Ранее жительница Борисова Татьяна Климович вместе с мужем рассчитывала семейный бюджет по простой формуле, которую подсказала ее мама: на промышленные товары можно потратить вдвое меньше, чем на питание. Некоторое время это действительно помогало рационально распоряжаться относительно небольшими доходами. Но сейчас приходится действовать иначе. "Делить все деньги на три примерно равные части: продовольствие, промышленные товары и услуги с платежами за кредит", - рассказывает она. И, как подчеркивают экономисты, это формула наиболее отвечает современным условиям. По результатам выборочного обследования домашних хозяйств, проведенного Бело- статую, за 1995-2009 годы доля потребительских расходов на питание (в том числе за пределами дома) уменьшилась примерно с 60 до 40 процентов, а на непродовольственные товары увеличилась в полтора раза - почти до 35 процентов, на услуги вдвое - без малого до 23 процентов.

Отдохнем?

"Это нормальная эволюция, мы достигли четвертой фазы потребительской волне", - объясняет кандидат экономических наук, руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико. На первой волне мы "наелись", привыкли к богатому выбору колбас, о чем в Советском Союзе многие могли только мечтать. Апельсины, мандарины стали доступны не только под Новый год. Во время второй волны благодаря усилиям китайских и турецких производителей, а также в определенной степени и отечественных мы обновили свой гардероб. На третьей - приобрели телевизоры, холодильники, другие товары длительного пользования. "Сейчас более 90 процентов семей имеют холодильники, а телевизоров может быть и по два на каждый дом, квартиру", - отмечает он. Сейчас, на четвертой волны, основной интерес - к автомобилям и жилья. А на продовольствие и промышленные товары белорусы могут тратить примерно одинаковые средства. Между тем в наиболее богатых странах Евросоюза большинство населения живет уже на пятой волны. Там гражданам на питание хватает потратить 12-17 процентов их денег, поэтому они могут себе позволить больше отдать на путешествия, отдых, образование. Мы тоже к этому должны стремиться. Около пяти процентов жителей Беларуси, по подсчетам Леонида Заико, уже живут в "пятом измерении". Но, чтобы такого уровня жизни достигло большинство белорусов, может потребоваться не одно пятилетие, а месячные зарплаты должны составить около 2 тысяч долларов.

Как сэкономить?

Мировой экономический кризис замедлил реальный прирост доходов жителей Беларуси. Тем не менее в правительстве по-прежнему обещают в ближайшее время приблизить средний уровень зарплат до 500 долларов. Лет десять назад, наверное, многие могли бы посчитать такую цель недостижима, а тем более 2 тысячи. Однако, наверное, многие не забыли, что когда-то и 100 долларов считали за хороший заработок. И хотя мы еще не достигли пятой потребительской волны, только в прошлом году в организованные зарубежные туристические поездки выехали свыше 315 тысяч белорусов. Структура потребительских расходов, как прогнозируют эксперты, у нас и дальше будет меняться. И сами граждане могут ускорить этот процесс. Например, каждый может провести собственное маркетинговое исследование: обойти ближайшие продуктовые магазины и определить, где выгоднее покупать. Конкуренция между торговыми сетями растет, поэтому они должны привлекать покупателей скидками и качественными товарами. Некоторые советуют чаще одеваться в секонд-хэнда, а не на рынках и в торговых центрах. Туда иногда попадают новые вещи из европейских сезонных распродаж. Есть и еще один простой способ сэкономить. Не поленитесь в течение месяца методично записывать, на что и сколько вы потратили денег. Если потом все подсчитайте, то можете быть уверенными, что обязательно найдете те счета расходов, по которым можно тратить меньше. И, конечно, многое зависит от нашей работы, от того, каким спросом будут пользоваться в Беларуси и за ее пределами наши товары и услуги. Экономика по-прежнему определяет уровень жизни. Как базис определяет надстройку.

А как у них

Экономят на еде и одежде, но не на авто

Американцы отказываются от утреннего кофе, итальянцы - от нового одежды, французы от ресторанов, а россияне - от дорогих покупок

Так жители разных уголков планеты скорректировали свои расходы с учетом мирового экономического кризиса. Как свидетельствуют данные исследования, проведенного в восьми странах Евросоюза и России, наиболее активно их жители стали экономить за счет приобретения более дешевых продуктов питания, обуви и одежды, отказ от частого посещения ресторанов. Наименее охотно они согласились сократить свои расходы, например, путем уменьшения потребления услуг связи, отказа от страхования и ограничения поездок на частном автомобиле. Американцы стали более охотно приобретать относительно недорогие товары малоизвестных торговых марок, приносит на работу обед из дома, а также реже пользоваться услугами парикмахеров и стилистов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter