На аудиенции у принцессы Виктории

Чем воспитанники учителя биологии лицея № 2 Минска Татьяны Сагаль впечатлили шведов? Бывают моменты, когда каждый из нас может усомниться в своих профессиональных качествах. И это нормальная особенность человеческого ума, ведь здоровый самоанализ и самокритика делают нас лучше. А представьте, сколько вопросов задает себе человек, от которого в силу его профессиональной деятельности во многом зависит будущее других, тем более когда эти другие — дети. Педагогическая карьера Татьяны Сагаль (на снимке) с самого начала была полна творческих идей, удачных задумок и... вопросов, без правильных ответов на которые не родились бы, наверное, ни первые, ни вторые: «На своем ли месте я нахожусь? О чем, кроме предмета, стоит говорить с ребенком на уроке? Как помочь раскрыться детям, ведь они такие разные?!» Склонность к этим философским размышлениям Татьяна Сагаль заметила за собой шестнадцать лет назад, когда только пришла работать в школу. Диплом биофака БГУ позволял ей выбирать другие направления, не связанные с педагогикой. Но карьера сложилась именно так. Сейчас педагог говорит: в собственную ученическую пору профессия рисовалась все же иначе. Тогда не без участия школьной учительницы по биологии Нины Александровны Войтехович она готовила себя к научному будущему. Если не вникать в терминологию, то так в профессиональной судьбе Татьяны Сагаль и произошло...

Чем воспитанники учителя биологии лицея № 2 Минска Татьяны Сагаль впечатлили шведов?

Бывают моменты, когда каждый из нас может усомниться в своих профессиональных качествах. И это нормальная особенность человеческого ума, ведь здоровый самоанализ и самокритика делают нас лучше. А представьте, сколько вопросов задает себе человек, от которого в силу его профессиональной деятельности во многом зависит будущее других, тем более когда эти другие — дети. Педагогическая карьера Татьяны Сагаль (на снимке) с самого начала была полна творческих идей, удачных задумок и... вопросов, без правильных ответов на которые не родились бы, наверное, ни первые, ни вторые: «На своем ли месте я нахожусь? О чем, кроме предмета, стоит говорить с ребенком на уроке? Как помочь раскрыться детям, ведь они такие разные?!»

Склонность к этим философским размышлениям Татьяна Сагаль заметила за собой шестнадцать лет назад, когда только пришла работать в школу. Диплом биофака БГУ позволял ей выбирать другие направления, не связанные с педагогикой. Но карьера сложилась именно так. Сейчас педагог говорит: в собственную ученическую пору профессия рисовалась все же иначе. Тогда не без участия школьной учительницы по биологии Нины Александровны Войтехович она готовила себя к научному будущему. Если не вникать в терминологию, то так в профессиональной судьбе Татьяны Сагаль и произошло. А наука ее — развивать по предмету и учить жизни, воспитывать, позволять талантам раскрываться и самой не переставать учиться и совершенствоваться — во все времена считалась самой благородной и ответственной. Небезразличному педагогу она каждый день подбрасывает множество непростых вопросов.

— Придя в школу неопытным молодым специалистом, мне казалось, что я все знаю. Потом поняла: это не я, это дети все знают, а моя задача — помочь им раскрыть себя. Позже моим профессиональным лозунгом стало известное «Не навреди». Но со временем ушло и это. Теперь считаю, что мы обоюдно учим друг друга. «Прими ребенка таким, какой он есть, и сделай так, чтобы он хотел стать лучше» — это мой главный педагогический девиз, — отмечает Татьяна Сагаль.

В прошлом году она стала лучшей на городском конкурсе профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» в номинации «Учитель». Конечно, важной помощницей в этом была для Татьяны Сагаль выработанная с опытом собственная педагогическая концепция. Ведь от четких, правильных целей и ориентиров в работе с детьми — тех перил, за которые держится весь учебный процесс, зависит результат всей деятельности педагога. Хотя сама Татьяна Сагаль считает, что именно уроки — и во время конкурсных соревнований, и в своей ежедневной работе — были и остаются главным ее профессиональным козырем.

— Классический урок имеет право на жизнь и в современной школе. Убеждена, что чаще всего не нужно «навешивать» на него ничего лишнего. Например, сейчас в школах активно внедряются информационные технологии. Это, безусловно, необходимо. Но как и когда их использовать — педагог должен решить сам. Технологии — это всего лишь еще одно средство в руках умелого педагога, и не более того, — уверена Татьяна Сагаль.

Не забывая о «классике», педагог, по убеждению Татьяны Николаевны, должен все же обладать самым богатым разнообразием приемов и методов. От этого зависит не только потенциал урока, но и то, как на нем раскроют себя дети. «Например, сегодня у нас соревновательный урок, ребята решают задачи. Но в следующий раз мы проведем урок в форме ролевой игры, где, кроме знаний по биологии, дети должны проявить свое актерское мастерство. Например, им предстоит от первого лица защищать идеи известных ученых-биологов — Дарвина, Линнея и Ламарка. И в итоге оказывается, что «тихий троечник», показавшийся таким на первом уроке, на втором может быть «актером на сцене»!» — делится опытом педагог.

В арсенале ее профессиональных приемов есть еще один, который очень нравится детям: уроки с использованием самооценочной деятельности. Педагоги относятся к ним по-разному, и нередко скептически. Большинство уверены, что ребенок не в состоянии оценить свои знания адекватно и непременно воспользуется возможностью завысить свой реальный балл, что, конечно, может повлиять и на четвертную оценку. На самом деле, говорит Татьяна Сагаль, момент, когда по итогам работы на уроке детям предстоит выставить себе баллы (для этого педагог заранее готовит задания на разные уровни и таблицы оценивания), наиболее напряженный и трудный для ее лицеистов. Большинство в стремлении быть объективными, как правило, занижают свои отметки. Кстати, такие уроки педагог обычно предваряет беседами с детьми на тему, что такое самооценка, какой она может быть и зачем нужна каждому из нас. Это помогает ей понять детей еще лучше. Ведь один ученик при своем большом уме может иметь заниженную самооценку и без корректной помощи педагога не реализует себя в жизни успешно. У кого-то, наоборот, большие амбиции при отсутствии желания трудиться.

— Всегда считала, что первостепенным на уроке является содержание предмета. Но любое содержание всегда работает либо на воспитание ребенка, либо на его развитие. Мне кажется, с опытом каждый педагог приходит к тому, что воспитательная составляющая урока становится для него самой ценной, — отмечает Татьяна Сагаль.

Лицей № 2 г. Минска благодаря своему биохимическому профилю стал в послед­ние годы неофициальным филиалом Белорусского государственного медицинского университета. Именно в БГМУ поступают многие выпускники общеобразовательного учреждения. Некоторые выбирают для получения профессии профильные факультеты БГУ, Белорусского государственного технологического университета, но в вузы поступают все ребята. Сбыться их мечтам о профессии помогают, конечно, опытные педагоги. За это в их адрес часто звучат слова благодарности от выпускников. Много комплиментов от своих воспитанников слышала и Татьяна Сагаль. Но самым главным, и это запомнилось на всю жизнь, стало сказанное одним учеником в первые годы ее работы в школе: «На ваших уроках я никогда не боялся!»

— Значит, на других уроках именно чувство страха мешало ему раскрыться. Тогда я поняла, как важно для детей просто не бояться учителя, не испытывать от встречи с ним и его урока стресс, — отмечает педагог.

Не бывает, по искреннему убеждению Татьяны Сагаль, бесталанных детей. Но в каждом талант нужно уметь разглядеть и помочь развить. Одни ученики — прирожденные олимпиадники, лидеры по натуре, как, например, выпускник Татьяны Николаевны Дима Туровец. Другие — постоянные участники научно-практических конференций, кропотливые исследователи. Кстати, при сотрудничестве еще и с преподавателем Международного государственного экологического университета имени А. Д. Сахарова Юлией Вишневской ученики Т. Сагаль Татьяна Кирпичова и Максим Родькин доказали, что в качестве сорбентов при химическом загрязнении поверхностных вод можно эффективно применять... апельсиновую кожуру. Со своей научной работой об использовании натуральных сорбентов в глобальных масштабах ребята добрались до Швеции, и там их идея настолько понравилась, что для них была даже организована аудиенция у принцессы Виктории. Татьяна Кирпичова на известных во всем мире Ломоносовских чтениях в Москве несколько лет назад была единственной ученицей среди прибывших на этот престижный интеллектуальный молодежный форум представителей от студенчества.

Своим ученикам Татьяна Сагаль часто повторяет, что любое развитие (особенно профессиональное) достигается только эволюционным путем. Эта глобальная биологическая теория справедлива во всех аспектах. Татьяна Сагаль шутит, что пришла в школу «австралопитеком» и проводит параллель с общеизвестной теорией о происхождении человека: от больших профессиональных нагрузок в первые годы работы у нее буквально «не разгибалась спина». Позже, с уверенностью в себе, приобретением собственных «орудий труда», появилось и «прямохождение», а это уже стадия «неандертальца»... Эволюция бесконечна. А хороший педагог всегда должен находиться в творческом и интеллектуальном поиске.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter