Сможет ли киберспорт в ХХI веке заменить реальные спортивные состязания?

На арену выходит кибер

Можно ли зарабатывать играючи
Вся компьютерная жизнь поделена сегодня преимущественно на соцсети, просмотр сериалов и “танки-стрелялки”... Многочисленные турниры в виртуальном пространстве позволяют получать вполне осязаемые призовые деньги. Киберспорт сегодня — такая же реальность, как секция по дзюдо или фигурному катанию. Мы на пороге большого переформатирования спортивной реальности?


Призовой фонд турнира — миллион долларов. Участники со всех континентов. Так выглядит Мировое первенство — 2018 по Counter-Strike: Global Offensive. Это самая популярная в мире командная “стрелялка”. Победители — американцы. Они положили в свой карман полмиллиона. Такие нынче расценки. В Беларуси компьютерные игры — это пока удел энтузиастов. 

Например, Осенний киберспортивный чемпионат Гомельской области собрал около 100 участников из нашей страны. Соревновались по таким дисциплинам, как Dota 2, FIFA19, SC2, CS:GO 1X1. Прошли командные и личные спарринги. Организатор турнира — молодежное общественное объединение киберспорта региона “Платун”. Его председатель Артур Калиновский говорит о перспективах подобных турниров:

Надо сразу установить рамки. Есть ряд игр, у нас представлены 4 основные, где сюжет продуман, как соревновательный. Они крайне сбалансированы. Победитель определяется за счет ловкости ума, рук, выбранной стратегии, опыта, уровня, достигнутого на тренировках. Все как в спорте. Только снаряд не ядро, не керлинговый камень, не стол для армрестлинга или шахматная доска, а компьютер. Мы сейчас просто на старте мирового развития киберспорта, в ближайшие годы он станет мегапопулярным. Участников и зрителей у него миллионы. Ни фигурному катанию, ни метанию молота такой интерес и не снился. 

Не зря виртуальный спорт сравнивают с шахматами, которые в древности использовали для обучения полководцев стратегическому и тактическому мышлению. В нынешних реалиях для этих целей вполне подойдет StarCraft, где на просторах космоса разные расы сражаются за ресурсы: строят, воюют, развиваются. 
Большой спорт — это шоу, построенное на зрительском интересе. И это шоу может со временем стать виртуальным. Или точнее — новой реальностью.
К сожалению, пока отечественные компьютерные “стратеги” могут хвастаться только внутренними победами. На мировых площадках доминируют корейцы и американцы. Не думаю, что мозги у них работают быстрее. Просто создана инфраструктура развития: тренировки, турниры, призовые фонды. Но у нас подрастает молодое поколение. 11-летний гомельчанин Кирилл Гимпель уже соревнуется со взрослыми StarCraft:

— Меня поддерживает вся семья. Но родители поставили условия: не играть, а тренироваться, чтобы мое увлечение принесло мне пользу. Очень хочу поучаствовать в большом турнире с хорошим призовым фондом, но мне надо еще расти как игроку.

Оптимальный возраст для “цифровых” спортсменов 17—35 лет, когда мозг наиболее активен. Природу не обманешь. Кстати, тенденция последних лет показывает, что классический спорт активно использует интернет-ресурс. Футбольные клубы организовывают сетевые чемпионы, где их представляют виртуальные игроки. Это привлечение болельщиков на стадионы через игру, но не полевую, а компьютерную. Таков современный мир, он неотвратимо меняется с бешеной скоростью. 

В минувшем январе наше Министерство юстиции зарегистрировало республиканское общественное объединение “Белорусская федерация киберспорта”. Не отстать бы нам в этой, одной ногой “олимпийской” дисциплине. 

Еще одна, уже четко обозначившаяся тенденция современности. Нельзя сводить “стрелялки” только к аналогу шахмат. У игрока должно работать все тело. Если мы перебираемся в киберпространство, оно требует действительно альтернативной организации спортивного процесса. На эту тему уже фантазировали и писатели, и кинематограф, когда реальные гладиаторы управляют своими компьютерными копиями. Такое шоу могут смотреть миллиарды пользователей в удаленном режиме.  

Дмитрий Бондарь, преподаватель физкультуры с 35-летним стажем, убежден вот в чем:

— Если говорить о спортивных симуляторах — футбол, борьба, бокс, то пока они находятся на уровне компьютерных игр. Конечно, интересно погонять за любимый клуб мяч, не выходя из дому, но пока это ловкость рук, а не реальные физические нагрузки. Уверен, это изменится. Возьмем, к примеру, классические гонки. Ведь там есть руль, педали тормоза, газ, сцепление, переключатель коробки передач. Если человек находится в шлеме виртуальной реальности, он фактически участвует в гонках, не рискуя жизнью. У него задействованы почти все чувства и мышцы, как при реальном вождении. Этого в будущем добьются и в спорте, будут играть с датчиками, прилагая необходимые усилия. Тогда, если у тебя слабый удар в реальности, датчик не передаст в игру сигнал суперапперкота. У дохляка и неумехи нокаутирующий удар не получится. Придется попотеть в зале, поработать над мышцами и техникой. Вот такой киберспорт может стать возможной альтернативой настоящему, но реально снизить травматизм у спортсменов.

В советское время молодежь сдавала нормы ГТО. Это была своеобразная подготовка к армии. Одних в пехоту, других на флот, третьих в артиллеристы. Служба в армии и сегодня требует хорошей физической подготовки, однако система вооружения меняется. Несколько лет назад мне довелось побывать на учениях ракетных войск. Отрабатывали перехват вражеской ракеты. Картина такая. Стоит в лесу зеленый вагончик. В нем перед ноутбуком сидит боец-наводчик. На картинке отчетливо видны координаты и траектория полета неопознанного объекта. Программа оценивает параметры объекта, признает его опасным, наводчик нажимает на кнопку. Совершенно из другого леса вылетает ракета-перехватчик. На экране надпись, что вражеский объект уничтожен. Где-то в небе слышится гулкий звук взрыва. Летчики, танкисты постепенно углубляются в компьютерную реальность, стреляют в ней, но попадают в конкретные цели. Все эти навыки можно развивать с детства через всевозможные турниры, выбирая лучших из лучших.

Любимая тема фантастов и уфологов про параллельные миры уже сегодня реальность. Здесь ты обычный студент с астмой, но в кибермире — покоритель галактик или успешный форвард суперклуба. На самом деле для укрепления здоровья полезны регулярные занятие физкультурой без изнуряющих тренировок и тысяч зрителей.

МНЕНИЕ

Антон Козинцов, чемпион Беларуси по StarCraft:


— В игре надо очень быстро принимать правильные решения, иначе проиграешь. Отличная зарядка для ума. Ты думаешь на 5, 6, 10, 20 шагов вперед. Плюс при соревновательной живой игре твой соперник не компьютер, а человек, он часто мыслит нестандартно, приходится постоянно решать задачи в режиме цейтнота. Мне кажется, даже в школе такие игровые курсы были бы полезны, они заставляли бы ребят в прикольном режиме думать быстрее, креативнее подходить к решению различных задач.
ДОСЬЕ “НГ”

Начало развитию киберсоревнований положила Cyberathlete Professional League (профессиональная лига по компьютерному спорту) в Далласе (США) в 1997 году. Теперь сетевые турниры проходят по всему миру. 

Все киберспортивные дисциплины делятся на несколько основных классов, различаемых свойствами пространств, моделей, игровой задачей и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменов: шутеры от первого лица, стратегии реального времени, авто- и авиасимуляторы, командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры и т. д. 

Разыгрываемые призовые фонды могут достигать нескольких миллионов долларов. Турнир по Dota 2 The International несколько раз бил рекорды по выплатам: так, в 2016 году было разыграно 20,77 миллиона долларов, в 2017-м — 24,79. Игры турниров транслируются в прямом эфире в интернете, собирая многомиллионную аудиторию. Например, за финалом The International 2015 (по Dota 2) наблюдало более 4,6 миллиона зрителей. Сегодня это самое крупное и престижное соревнование по киберспорту. Помимо соревнований с призовым фондом, существует ряд полупрофессиональных лиг. На данный момент, по мнению экспертов, аудитория людей, которые смотрят трансляции кибертурниров, по всей планете составляет примерно 500 миллионов человек. 
galkovsky@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter