Действовавшие ранее тарифы на перекачку российской нефти транзитом через нашу территорию не пересматривались с 1996 года.
Пересмотреть их спустя 11 лет заставила непростая ситуация, а точнее, те новые ценовые условия для белорусских потребителей, которые предложила на свое сырье российская сторона.
В Министерстве экономики отмечают, что нынешние тарифы приняты в связи со значительным подорожанием энергоресурсов для нашего государства.
Новые условия транспортировки — это, по сути, единственный инструмент-компенсант, который могут использовать транзитные страны, когда аппетиты энергопоставщиков становятся непомерными.
Руководство «Гомельтранснефть Дружбы» отмечает, что их предприятие и АК «Транснефть» подписали дополнительное соглашение по новым тарифам на транзит российской нефти к действующему договору между двумя компаниями. Российская компания была заранее уведомлена о решении Министерства экономики Беларуси увеличить тарифы на транзит нефти по территории республики. Никаких возражений по новым условиям руководство «Транснефти» официально не выразило, и они приняты к работе.
С 15 февраля цена будет увеличена на 31,6—34,6 % в зависимости от направления. Средний удельный тариф на транзит нефти в республике поднят с $ 0,41 до $ 0,6 за 1 тонну на
Казалось бы, вопрос решен.
Однако в российской прессе не перестают цитировать высказывания одного из главных действующих лиц нефтяного диспута между Беларусью и Россией президента АК «Транснефть» Семена Вайнштока.
Руководитель российского монополиста во всеуслышание объявляет о необходимости транспортировки российской нефти в обход белорусской территории.
Более того, «Транснефть» уже утвердила технический проект строительства экспортного нефтепровода, минуя Беларусь.
«Мы будем развивать Балтийскую трубопроводную систему по маршруту Унеча (граница с Беларусью) до порта Приморск», — заявил Вайншток.
Общая протяженность нового участка нефтепровода предположительно составит тысячу километров.
Этот обходной путь, по мнению Вайнштока, можно выстроить за каких-то полтора года.
К слову, стоимость «новообразования» составит более 2,5 млрд. долларов.
Поиски новых путей «Транснефти» в какой-то степени объяснимы: кому же захочется платить за то, что еще совсем недавно получал в Беларуси, можно сказать, даром.
Однако торги по стоимости на нефть и газ открыла не Беларусь.