Потянула машина почти на 2 миллиарда рублей. Заполучить ее предприятию помогло Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но в покупке не разочаровался никто: с первого апреля на подсыпку дорог с небольшого конвейера сошло 25 тысяч тонн дробленой продукции. Именно той, что раньше отвозилась на мусоросвалки, — теперь старый кирпич, бетонные заборы, опоры линий электропередачи и мостов отправляются в дело, рассказал корреспонденту “НГ” руководитель предприятия Михаил Черепенко, в виде щебня.
Дорожное покрытие станет значительно прочнее за счет совершенно бесплатного материала. Здесь намерены приобрести еще и сортировочный комплекс — тогда мелкую фракцию можно будет применять в асфальтировании дорог. Словом, дороги Бреста, а особенно включенных год назад в городскую черту деревень, будут “носиться” намного лучше.
— Мы принимаем строительный мусор и от предприятий, организаций, и от частных лиц, — говорит Михаил Черепенко. — У людей отпадает проблема утилизации, для нас же — это бесплатный строительный материал. Кроме того — еще арматуру сдаем в металлолом...
Комплексом заинтересовались в Гродно, Бобруйске, Молодечно. В том числе — экологи. Ведь утилизация строительного мусора — это всегда головная боль.
Теперь строительные отходы брестчане больше не везут на мусорные полигоны — они превращаются в товар, который на рынке строительных услуг пользуется большим спросом.
Эту высокопроизводительную машину планируется отправить в командировку в каждый из районных центров, где необходимы ее услуги, а приобрести — не по крману. Очередь уже выстроилась: Пинск, Столин, Лунинец, Белоозерск... За вполне умеренную плату при умелом управлении английская умница способна переработать в день до 30 тонн отходов, утверждают в КУП “Брестское дорожно-эксплуатационное предприятие”. А на “английском” языке здесь “разговаривать” умеют.
“На английском” — по душам
Чем сегодня несказанно довольны на Брестском дорожно-эксплуатационном предприятии, так это приобретенным пару месяцев назад и пока единственным в области английским мобильным комплексом по переработке строительных отходов. Если раньше тысячи тонн вывозились на полигоны, то теперь превращаются в ценный строительный материал.