На 100 лет вперед не загадывай?

Не так давно руководство главного образовательного ведомства страны пообещало упорядочить работу школьных экспериментальных площадок и использование инновационных обучающих технологий.
Не так давно руководство главного образовательного ведомства страны пообещало упорядочить работу школьных экспериментальных площадок и использование инновационных обучающих технологий. Первой "под раздачу" попала довольно популярная российская образовательная программа "Школа-2100": Министерство образования издало приказ об изъятии программы из эксперимента и прекращении ее финансирования. Между тем по ней сегодня учатся 38 экспериментальных классов, еще в 189 классах программа используется как инновационная технология. Решение Минобразования взбудоражило и родителей (мнением которых, как обычно, никто особо не интересовался), и педагогов: как отразится на детях переход на традиционную программу? почему они снова, по сути, оказались жертвами эксперимента? за что платили родители, ежегодно выкраивая из семейного бюджета по 25 долларов на российские учебники?

Что собой представляет программа "Школа-2100", которую, к слову, не так давно с немалым энтузиазмом рекламировали на самом высоком уровне?

- В основе программы - очень разумный принцип "минимакса", - объясняет завуч начальных классов минской СШ N 165 Нина Хотян. - У каждого ученика свой минимум и максимум способностей. Из этого учитель и исходит, предлагая подопечным разноуровневые задания. В общеобразовательных классах рекомендуется использовать тот же принцип, но методических пособий, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому, к сожалению, нет. Уже то, что среди разработчиков "Школы-2100" учителя-практики и психологи, говорит о многом: учиться по этой программе комфортно. На уроках интересно не только отличникам. Стремятся узнать новое все без исключения. Учебный процесс подчинен простой и в то же время четкой схеме: усвоил сегодняшний материал - автоматически возникает потребность углубить знания. Причем каждый раз предлагаются не принципиально новые задания, а разбираются похожие, но более сложные примеры. Благодаря схеме "от простого к сложному" материал усваивается лучше. Мы работаем по программе "Школа-2100" второй год. И уже к концу первого года обучения отстающих у нас не стало. Хотя ребята в классах очень разные. Такого результата, скажу честно, просто не ожидала. Итоговые контрольные работы прошлогодних подготовишек удивили даже опытных педагогов: если перевести успехи ребят в привычную шкалу оценки знаний, ниже "хорошо" не оказалось ни у кого.

В других школах тоже подтверждают: школьники, которые учатся по программе "Школа-2100", опережают своих сверстников по всем статьям. Скажем, подготовишки бойко пишут диктанты, буквы выводят не хуже третьеклассников, бегло читают, знакомы с компьютером... При всем при том, уверяют педагоги, "продвинутая" программа здоровьесберегающая: количество учебных часов то же, что и в общеобразовательных классах, а нервных клеток юные мученики науки тратят меньше. "То, что изучается с интересом, дается легче", - считает Нина Хотян. Многие родители, чьи дети "в эксперименте", с этим вполне согласны. "Я за "Школу-2100", - говорит Татьяна Рыбак, мама 7-летнего Юры, - потому что мне есть с чем сравнивать. Совсем недавно считать-читать-писать учился старший сын. Так вот: младший, Юра, учится лучше и с большим интересом". "Шестилетке по программе "Школа-2100" учиться сложнее, чем 7-летнему ребенку, - переживает Константин Левкович за 6-летнего сына Сергея. - Правда, результаты у нас есть: читать Сережка до школы не умел, но благодаря прогрессивной методике научился всего за пару месяцев".

Надо полагать, с прекращением финансирования программы "Школа-2100" обучение педагогов новой технологии преподавания тоже будет свернуто. На сегодняшний день соответствующую подготовку имеют только учителя начальных классов. Если прервется преемственность учебного процесса, "ноу-хау" потеряет смысл. Однако сохранится ли при переходе на традиционную программу у "экспериментальных детей" интерес к учебе (ведь им придется по второму кругу изучать уже пройденное) - большой вопрос.

От комментариев по поводу не вписавшейся в рамки нынешнего образовательного курса программы Министерство образования отказывается. А неофициально основные претензии таковы: учиться писать и читать ребята должны не на примерах вроде "Столица моей родины - Москва", а на белорусском материале. Кроме того, оплачивая российские учебники, родители инвестируют экономику другой страны, вместо того чтобы поддержать собственного производителя учебной книги... Интересно: а что, эти "недостатки" не были видны на старте эксперимента? Если разрешение учить по программе "Школа-2100" - ошибка, общественность вообще и налогоплательщики в частности, думается, имеют право знать, кто именно такое разрешение дал, и строго спросить за недальновидность, из-за которой впустую потрачены приличные деньги. Быть может, тогда чиновники поймут, что образование - сфера, где нужно сто раз подумать, прежде чем внедрять новации, и тысячу - прежде чем давать им обратный ход. Ведь речь идет о детях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter