О 50–ой конференции по безопасности

Мюнхенские дискуссии

С 31 января по 2 февраля в Мюнхене будет проходить юбилейная, 50–я конференция по безопасности, одно из важнейших мировых событий данной тематики. Почти 20 глав государств и правительств, 50 министров иностранных дел и обороны, с десяток руководителей международных организаций (включая Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна) соберутся, чтобы обсудить нынешнее состояние безопасности на планете. Хотя всем очевидно: наша планета становится все менее безопасной. И этот тезис, похоже (и к сожалению), обсуждению не подлежит.


Мюнхен, конечно, подходящее место для обсуждения всемирной безопасности (или ее отсутствия). На Мюнхенский сговор 1938 года и провалившееся, к стыду европейских политиков, «умиротворение Гитлера», получившего в результате того самого сговора Чехословакию, ссылаются и сегодня, требуя отставки Башара Асада. Ситуацию в Сирии (хотя от ассоциаций с гитлеровской Германией и «политикой умиротворения агрессора» вроде бы уже отошли) в Мюнхене, конечно, будут обсуждать. Впрочем, обсуждали ее и в прошлом году, и за год до этого. В этом специфика подобного рода конференций: каким бы внушительным ни было представительство, решения здесь не принимаются. Тогда зачем такие конференции нужны, спросит иной читатель. Решения, конечно, не принимаются, но подходы вырабатываются и позиции заявляются. А в наше время, когда много месяцев уходит на то, чтобы хотя бы посадить за один стол принципиальных противников, и это немало. К тому же в отличие от Женевы–2 в Мюнхене ожидают и министра иностранных дел Ирана.


Основанная в разгар «холодной войны» конференция долгое время фокусировалась на попытках США и европейских стран — членов НАТО решить проблемы горячих точек планеты. Несмотря на их старания и периодически получаемые Нобелевские премии мира, горячих точек становится все больше, а реальных способов остановить военные конфликты все меньше. Юбилейная конференция, несомненно, будет омрачена откровениями Эдварда Сноудена о том, что США следили (и продолжают?) за своими ближайшими союзниками. На день открытия намечена дискуссия на тему «Перезагрузка доверия? Свобода против безопасности в киберпространстве». Интересно будет послушать, задаст ли кто–нибудь из участников дискуссии неудобные для коллег из США вопросы. Как будто предваряя их, посол США в ФРГ Джон Эмерсон уже согласился с тем, что «на полное восстановление доверия потребуется время и искренние усилия двух берегов Атлантики». Что тут скажешь — мне всегда нравилась способность американцев переложить (или хотя бы попытаться) ответственность на других...


На самом деле возможность озвучить такие «неудобства» — одна из причин долгожительства конференций, подобной Мюнхенской. Пока решения не приняты, они зреют. А пока они зреют, их можно обсуждать. Самым большим «неудобством» последних лет в Мюнхене была знаменитая речь Владимира Путина 10 февраля 2007 года, в которой он оставил в стороне присущую мероприятиям подобного рода дипломатичность и заявил: «Если сегодня новый министр обороны Соединенных Штатов здесь нам объявит, что Соединенные Штаты не будут прятать эти лишние заряды ни на складах, ни «под подушкой», ни «под одеялом», я предлагаю всем встать и стоя это поприветствовать». Вставать не пришлось. И еще из Путина: «Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня». Этого российскому Президенту не простили: многие обозреватели объявили его выступление «агрессивным» и начавшим новую «холодную войну». А разве она прекращалась?


Лично я смотрела это выступление в прямой трансляции на русском языке в камбоджийском Сиемреапе и с тех самых пор мечтала побывать в Мюнхене. Мечты, как известно, сбываются — я еду в Мюнхен и подробно расскажу читателям «СБ» об этой конференции. Тем более что в списке дискуссий есть и такая: «Глобальная сила и региональная стабильность: Центральная и Восточная Европа в фокусе». Говорить будут, понятно, в основном об Украине. Должна отметить, что еще в начале января, когда повестка дня формировалась, такой темы в ней не было. И это еще одно преимущество подобных конференций: они достаточно быстро реагируют на события в мире. Будут также говорить об иранской ядерной проблеме, запахе пороха в отношениях между Китаем и Японией. А для любителей поговорить по ночам (или для тех, кто будет мучиться из–за разницы во времени) предусмотрены ночные дискуссии: «Катастрофа в Сирии» и «Большие массивы данных и будущее разведки». Вряд ли после этих дискуссий сон будет спокойным.


Советская Белоруссия №19 (24402). Пятница, 31 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter