Мысли и клипы

Мир Адама Палюховича
Многие люди, стремящиеся к успеху, спят и видят себя элитой. Но под лежачий камень вода не течет, необходимо действие, предтечей которого является мышление. Без правильно построенной мысли элитой не стать, но человеку в век скоростей, гаджетов, мигающих поисковиков и мультиков хочется решений быстрых равно скороспелых.

Да, поколение эпохи высоких технологий по–другому смотрит на мир, его восприятие не последовательное и не текстовое. Новые «гении» видят поверхностно, только картинку и продуцируют ее по принципу клипа. Многим современным молодым людям свойственно так называемое клиповое мышление. Виноваты в этом и образование, делающее упор на запоминании, а не на логике, и ТВ с гаджетами, буквально выбрасывающие на потребителя поток несвязанных эпизодов и картинок. Отсюда представителей классической образовательной формации называют людьми книги, а модернистов восприятия — людьми экрана.

У последних большая скорость включения, они обладают возможностью одновременно читать, посылать СМС, звонить кому–то, строить планы и даже вести машину. Объективно такие люди востребованы, ибо сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. И только некоторые управленцы и специалисты понимают необходимость четкой, последовательной и логичной работы с большим объемом информации. Но именно они и являются элитой.

Понятия массовости и элитарности не тождественны уже по определению. Люди экрана массово востребованы, но самые высокооплачиваемые профессионалы — люди логики и книги, их знания не поверхностны, а потенциал совершения ошибки невелик. Настоящая элита считает на несколько ходов вперед и в отличие от людей с клиповым мышлением может проводить глубокий логический анализ, решать сложнейшие задачи. То есть системно мыслящие профи сегодня — товар штучный, элитарный. И расслоение происходит в самом раннем возрасте, в системе образования и воспитания.

Лишь очень небольшой процент интеллектуалов и профессионально продвинутых людей обучают своих детей математике, логике и прочим естественным наукам преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой, различными видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, иерархического, а не вспыхивающего клипового мышления. Яркий пример тому — основатель компании Apple Стив Джобс, который в своем доме всегда ограничивал доступ к гаджетам.

Для меня очевидно: люди с клиповым мышлением элитой стать не могут. Но и просто системного мышления маловато. Люди–книги без видения сущности явлений и процессов, без понимания причинно–следственных связей — тоже не элита.

Перечисленные три качества (системность мышления, видение сущности процессов и явлений, понимание причинно–следственных связей) в комплексе есть понятийное мышление — лишь оно ключ к высокой цели.

Как известно, мозг может быть хорошо наполнен, а может быть хорошо устроен. В этих двух подходах к образованию разница принципиальная и огромная. Мало набрасывать знания в черепную коробку, необходимо раскладывать их по полочкам, ведь мозг человека — это большой логистический центр. Сталкиваясь с неправильным мышлением, порой очень непросто объяснить, почему «не идет» у человека. Ведь он уверен в непогрешимости собственной логики. В такой самоуверенности порой застаивается элементарная глупость. И наоборот, чем более умен человек, тем больше сомневается в конечности своих истин. На одном полюсе — самоуверенный дурак, на другом — Сократ с его изречением «я знаю, что я ничего не знаю». После этой фразы Сократ любил добавлять: «Но другие не знают и этого»...

Упрямство, отсутствие самокритичности — свидетельство плохой логистики мозга. Человек с несовершенным музыкальным слухом зачастую не в состоянии согласиться с тем, что он фальшивит, напевая известную мелодию. На любые замечания и аргументы оппонента с развитым слухом, как правило, обижается и доказывает, что берет ноту правильно. Убеждался в этом неоднократно на собственном опыте, пройдя обучение в музыкальной школе и безуспешно пытаясь поправить таких певцов погорелого театра.

Аналогично мы часто видим, как в политических дискуссиях умные люди говорят неправильные и по–детски наивные вещи. То ли не понимают, то ли делают вид — лицемерят. Но убежден, большинство все же не циники, а реально не попадающие в политические ноты «эксперты».

В результате упорной многолетней учебы можно прекрасно наполнить свою память всевозможными фактами и знаниями. Но при этом мышление такого эрудированного субъекта будет напоминать плохо уложенный рюкзак туриста, который и поднять тяжело, и толку в нем мало. Этот «интеллектуал» лишь на первый взгляд выглядит и говорит убедительно, блистает на различных форумах и «круглых столах», сыплет цитатами, накопленными фрагментами знаний и фактами, но его мышление и речь имеют ущербную логику. Мысли лишены практического смысла и не имеют ровным счетом никакого прикладного значения. Соответственно практическая задача не будет решена с должным качеством, а деятельность не приведет к поставленным целям. Пустое! Как клип, который вы посмотрели по телевизору, и после него ничего не осталось. Только вспыхивающие цветастые картинки...

Да, «элитарные» амбиции — личное дело каждого. Но говоря о правильном мышлении, мы упоминаем элиту потому, что у любого народа, любой страны по–настоящему умная и современная элита — ее головной мозг, ведущий фактор глобальной конкуренции.

А.П.

www.adam.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter