Мысль в воздухе сцены

Пресс-конференция председателя Союза театральных деятелей (СТД) России Александра Калягина в РИА Новости была посвящена судьбе репертуарного театра и предстоящей реформе.

Пресс-конференция председателя Союза театральных деятелей (СТД) России Александра Калягина в РИА Новости была посвящена судьбе репертуарного театра и предстоящей реформе.

И это был вновь разговор, столь популярный с времен чеховского Треплева из «Чайки» на тему – умрет ли театр, а если нет, то в каких формах он будет существовать. А о формах этих – о переходе на контрактную систему, таящую, как многим кажется, гибель репертуарного театра – немало говорится в прессе в последнее время. И Александр Калягин, помянув недобрые времена, когда всякого рода реформы, театральные в том числе, проводились по букве приказа, как запуск ракеты или возведение ГЭС, – к определенному числу, заявил, что надежды на то, что репертуарный театр изжил себя, тщетны. Просто все нужно делать постепенно. Он раскритиковал сторонников «чистой» антрепризы, полагающих, что даже в Москве достаточно иметь всего лишь 2–3 репертуарных театра.

«Здоровые амбиции в искусстве должны существовать, – сказал А. Калягин, – но будет репертуарный театр или нет – вопрос риторический. Назовите его репертуарным или театром-домом, в афише которого названия сменяют друг друга, самое главное, чтобы в этой смене через какое-то время начинала проявляться ансамблевость – то, чем силен наш театр». И Калягин потревожил тени великих, вспомнив Георгия Товстоногова, который говорил, что «поставить спектакль – это не мизансцены развести, а оплодотворить мыслью кубометры воздуха сценической коробки». Анатолия Эфроса, про которого говорили, что его актеры существуют на сцене так, что их не спутаешь ни с чьими другими. Олега Ефремова, который мог уверовать в большое будущее молодого актера, если он просто краснел на показе, мастер предчувствовал, в какой степени новичком могут овладевать чувства. Из современников назвал недавно ушедшего Петра Фоменко и умеющего вырабатывать свой стиль Каму Гинкаса.

Калягин подтвердил, что в Москве происходит смена имиджа театра и это позитивный процесс. Правда, заметил, что у режиссеров-новаторов модно в первую очередь  расписать, где расположится кафе, а где будут проводить вечера. Досуг, мол, хорошее дело, но театр должен славиться качеством спектаклей.

Что касается переаттестации актеров, глава СТД сказал, что ее решено заменить конкурсом. «Мы послали такое предложение в Минкультуры, а ведомство, в свою очередь, в Госдуму. Конкурс – это более демократично, понятно и соответствует какой-то нравственной форме», – отметил Калягин. По его словам, не пройти аттестацию для актера означает «получить волчий штамп в паспорт», в то время как не пройти конкурс не означает быть профнепригодным. «Предположим, актера Иванова вызывают и говорят: «Вы не нужны в этом сезоне по конкурсу и можете пойти в любой другой театр. Это не значит, что вы непригодны, вы можете быть заняты где-то еще, а через год вернуться в этот театр», – пояснил Калягин. При этом он подчеркнул, что реформы не могут проводиться без разработки социальной поддержки для актеров. И предложил – либо выплачивать несколько зарплат единовременно, либо осуществлять разовые выплаты в течение какого-то времени.

Кроме того, Калягин выразил обеспокоенность ценовой политикой театров. Устанавливая цены на билеты в пределах 4–7 тысяч рублей, заявил глава СТД, театры отсекают целый пласт людей,  прежде всего учителей, врачей, музейных работников, а также сильно ударяют по семейному бюджету. И, пожалуй, на самой печальной ноте А. Калягин говорил о гастрольной деятельности театров, которая в последние годы, по сравнению с 1989 годом, уменьшилась более чем вдвое. По статистике, на 1 млн жителей в России 4 театра. Для сравнения: в Австрии – 24, в Швеции – 14, во Франции – 10. А 80 процентов российских городов вообще не имеют театров. Из 600 театров большая часть расположена в Москве и Петербурге, и среднестатистический житель России наслаждается искусством Мельпомены в среднем раз в год-полтора.

Статистика, вызывающая слезы, а между тем грядет год 150-летия Станиславского, имя которого, подчеркнул А. Калягин, с трепетом произносят все мировые звезды. Так что на родине великого реформатора театра есть над чем думать его последователям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter