"Мыльная опера" в прямом эфире

В памяти читателей еще, наверное, свеж громкий скандал вокруг канала НТВ.
В памяти читателей еще, наверное, свеж громкий скандал вокруг канала НТВ. В ходе этого конфликта на себя обратила внимание одна небольшая деталь - каким бешеным успехом пользовалась у телезрителей прямая и абсолютно бессюжетная трансляция из коридоров студии НТВ в дни кризиса, которая (о чем с гордостью потом сообщали энтэвэшники) обошла по популярности даже "мыльные оперы"!

Вот эта "прямая трансляция", обгоняющая по рейтингам столь любимые домохозяйками всех стран "мыльные оперы", имеет непосредственное отношение к истории, вызвавшей в эти дни большой ажиотаж во Франции. Дело в том, что молодой частный телеканал М6, желая собрать как можно большую зрительскую аудиторию, с конца апреля начал реализацию своего нового проекта - сериала "Loft Story".

Этот сериал, подготовка к трансляции которого велась в глубокой тайне, построен по образцу обычной "мыльной оперы", однако с тем разительным отличием, что трансляция ведется в прямом эфире, а снимаются в нем обычные люди. 6 юношей и 5 девушек от 20 до 28 лет на площади в 225 кв. м. проведут взаперти 70 дней. За их действиями следят 26 камер и 55 микрофонов, установленных буквально везде - в том числе, разумеется, и в душевых комнатах. Шоу интерактивное - тот человек, за которого проголосует по телефону большинство зрителей, получит в подарок особняк стоимостью 400 тысяч долларов.

Как сообщает газета "Монд", если в первую трансляцию "Loft Story" 26 апреля сериал просмотрели 5,2 миллиона зрителей (что составило небывало высокую для частного канала цифру), то 7 мая его смотрели уже 7,7 миллиона. Интрига состоит в том, что канал М6 с конца мая собрался транслировать "реальное шоу" одновременно с главными передачами канала TF1 и, естественно, оттянуть к себе большинство зрителей. А значит, главный канал будет выбит из "золотого" вечернего "прайм-тайма". Директор канала TF1 в отчаянии от такого "подлого" хода конкурента обратился с жалобами в высший совет теле- и радиовещания Франции, а также попытался прекратить трансляцию "Loft Story" через спутник. Высший совет прибег даже к репрессивным мерам и поставил каналу М6 условие - во-первых, чтобы не было показано ничего "такого этакого", во-вторых, чтобы 11 участников шоу перед камерами не курили и не употребляли алкоголь. Но это мало что изменило - М6 от передачи к передаче стал собирать до 80 процентов всей молодежной аудитории, и за две недели пробного показа сериала на этот канал перекочевала львиная доля реклам.

Это столкновение двух каналов, которое трудно назвать скандалом, вроде бы вписывается в рамки нормальной конкуренции внутри западной телеиндустрии - едва вылупившаяся мышь так рявкнула на слона, что тот покачнулся. С другой стороны, столь сильная заявка "реального телевидения" о себе поневоле заставляет задуматься не столько о роли "прямого эфира", сколько о том, что мы делаем, когда смотрим телевизор. "Мыльные оперы" не только показали всему миру, что телевизор есть средство подглядывания за жизнью других, но и доказали, что с гораздо большей охотой (по крайней мере, на Западе) потребляются телесюжеты о жизни на самой ближней дистанции, идеалом чего стала прямая телетрансляция из квартиры соседей, воплощенная в "реальных шоу". Исчезновение дистантности телевидения (что в переводе означает "дальновидение") и превращение его в "проксивидение" ("близко-видение") - важная черта той эволюции, которую претерпевает современная телепродукция.

В то же время "реальные шоу" - явление далеко не новое в телебизнесе. Первым "реальным шоу" стал нашумевший нидерландский сериал "Большой брат", в котором молодые люди тоже некоторое время просто ходили, разговаривали, курили и спали, окруженные видеокамерами. Но самое, наверное, знаменитое "реальное шоу" 90-х годов относится совсем к другой области, хотя тоже по-своему развлекательное - это трансляция по сети CNN картинок с видеокамер, установленных на носовых частях крылатых ракет во время войны в Персидском заливе; не хуже была и круглосуточная трансляция со спутников CNN картины истребления армии Саддама Хусейна. Собственно говоря, с этого шоу "реальное телевидение" и началось.

Действительно, интересно, до какой же степени должны были надоесть зрителям заполняющие телеэфир "стрелялки", "страшилки", "догонялки" и "развлекалки", чтобы столь массовая и столь искушенная аудитория нашла удовлетворение своим эстетическим вкусам в многочасовом наблюдении за бессюжетным хождением туда-сюда неких "реальных" людей?

В отношении же "прямого эфира" на Белорусском телевидении генеральный продюсер Первого национального канала Егор Хрусталев сообщил корреспонденту "СБ", что "прямой эфир" на БТ занимает даже больше места, чем на канале ОРТ, - это регулярные выпуски новостей, передача "Доброе утро, Беларусь!" и развлекательная программа "5х5". В отношении получивших распространение на Западе "реальных шоу" Егор Хрусталев отметил, что он не видит в этом ничего особенного: "реальное шоу", гарантированно собирающее намного более многочисленную аудиторию, нежели обычные программы в записи (свидетельством его выступает та же "5х5"), вполне может использоваться и для конкуренции за телезрителя. Интерактивный прямой эфир, который наиболее точно подражает реальному восприятию и при котором зритель получает возможность влиять на происходящее на телеэкране, выступает, как говорит генпродюсер БТ, одним из самых передовых приемов создания телепродукции, и по мере все большей "интернетизации" жизни и неизбежного умножения числа телеканалов быстрыми темпами будет развиваться дальше. Что ж, подождем - увидим. И все же интересно, каким будет наш отечественный, "реальный" сериал?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter