Всегда ли шлагбаумы приходятся ко двору?

Мястровский тупик

Несколько лет назад в новом микрорайоне Минска, по адресу Мястровская, 12, появился жилой дом. Его дворовая территория быстро превратилась фактически в часть оживленной транзитной автомагистрали — на соседних участках строительство шло полным ходом. К тому же новоселы стали замечать, что предназначенные для них немногочисленные парковочные места занимают чужаки. Защищая свои интересы, жители многоэтажки, получив все необходимые разрешения и самый главный документ — решение Мингорисполкома, установили на въезде во двор со стороны улицы шлагбаум. Но спокойствие и порядок во дворе были недолгими — через несколько месяцев шлагбаум пришлось демонтировать по представлению городской прокуратуры, которая признала решение Мингорисполкома незаконным. Почему это произошло?

По представлению городской прокуратуры шлагбаум у дома 12 на ул. Мястровской демонтирован. Сейчас здесь опять течет нескончаемый автопоток...

Жительница дома № 12 на улице Мястровской Ирина Козлова — постоянный очевидец автомобильных коллизий во дворе — рассказывает вот что:

— Двора в том понимании, к которому привыкли люди, у нас не было тогда. Если дети выходили на улицу, жди беды — поток машин огромный. Постоянно сновала строительная техника, грузовики, трактора и т. д… Поэтому собственниками было принято решение установить шлагбаум. А альтернативных и безопасных вариантов подъезда к соседним домам и проспекту Победителей здесь предостаточно.

На какое-то время все стало на свои места: во дворе наконец-то наступили спокойствие и порядок, мамы с колясками и детьми смогли спокойно гулять, а владельцы машин — использовать парковочные места для себя. Но радость была недолгой. По словам Жанны Федоровны, консьержа, шлагбаум стал камнем преткновения с жильцами расположенного рядом дома на проспекте Победителей, 119: им стало якобы неудобно пользоваться альтернативными вариантами въезда-выезда из своего двора на близлежащие дороги. Особенно усердствовал председатель соседнего товарищества собственников, мол, шлагбаум придется убрать в любом случае. И час икс вскоре наступил: приехала милиция и потребовала, чтобы Жанна Федоровна подняла и заблокировала в поднятом положении злосчастный шлагбаум…

Главный инженер товарищества собственников дома № 12 Александр Николаевич говорит:

— Что вдруг стало мешать товариществу собственников дома № 119? Вариантов выезда у них хватает, что не так? В конце концов, мы даже предлагали им такой путь: обеспечить со своей стороны всем желающим на договорной основе средства для открытия шлагбаума. Ведь, согласитесь, это логично: вместе пользуемся, вместе и платим за обслуживание. Поверьте, учитывая количество жильцов нашего дома и их, это копейки! Ни за что! Мы, мол, должны ездить или бесплатно, или заставим убрать шлагбаум — это позиция председателя товарищества. Добились своего — теперь из подъезда опять выходить страшно: сразу попадаешь на проезжую часть с оживленным движением…

Эмоциями делу не помочь: председатель ЖСПК, в который входит дом № 12, Артем Осмоловский дополнил эту нетипичную историю своими комментариями и фактами:

— После того как товариществом собственников дома № 119 на проспекте Победителей было заявлено о нарушении их прав ездить там, где им хочется, состоялось выездное заседание райисполкома с участием главы администрации, его заместителя, представителей ГАИ и товарищества собственников 119-го дома. Им было разъяснено, что для жителей дома никаких препятствий не существует. В этом мнении с районными властями была солидарна и городская прокуратура, куда также с жалобами обращались жильцы 119-го дома. Кстати, все, что касается устройства шлагбаума, было сделано за средства исключительно нашего ЖСПК. Три разрешения, десять техусловий, справки о вводе в эксплуатацию и т. д. — все это, поверьте, стоило немалых времени и средств. Вскоре по непонятной причине городская прокуратура рассмотрела наш вопрос по-другому: она проанализировала решение администрации Центрального района от 12.09.2017 № 738 «О разрешении проведения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по устройству шлагбаума на придомовой территории жилого дома № 12 по улице Мястровской в Минске» и признала его незаконным.

...а альтернативный въезд-выезд зачастую свободен.

Решение Мингорисполкома № 2786 «О некоторых вопросах установки устройств, ограничивающих движение транспортных средств на придомовых и внутридворовых территориях», на основании которого было выдано разрешение № 738, было также признано прокуратурой как несоответствующее закону. Артем Осмоловский говорит, что они подготовили обращение в городскую прокуратуру, где просили объяснить, чем шлагбаум по адресу Мястровская,12 отличается от шлагбаумов близлежащих домов № 4, 6 или 8? Надзорный орган ответил, что вопрос установки шлагбаумов не находится в его ведении и посоветовал обращаться в Мингорисполком: «А там нам ответили, что других предписаний со стороны прокуратуры о демонтаже иных шлагбаумов в городе не поступало, кроме как по улице Мястровская, 12».

Руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник высказал мнение, что за этим частным случаем стоит масштабная проблема:

— Противоречия рождаются не в конкретном дворе, а как таковые. То, что прокуратура их заметила, — тому лишнее подтверждение. Одни добились установки шлагбаума, а другие не добились — это полумеры. Необходима система управления транспортным спросом. Ассоциация проводила опрос среди населения: сколько необходимо автомобилей для комфортной жизни в городе? Ответ был таков: 600 машин на 1000 жителей. Сейчас мы имеем 320 автомобилей. Представляете, какой масштаб этой проблемы нас еще ожидает в будущем? Поэтому прежде всего надо развивать сеть общественного транспорта и высокоорганизованные способы стоянок и парковок.

Автомобиль, безусловно, дает свободу передвижения: куда захотел, туда и поехал. Но когда машин становится критически много, это уже превращается в серьезную проблему. Стоит более детально изучать опыт стран, которые столкнулись с этим гораздо раньше. Кто-то сделал акцент на развитии отдельных видов наземного или подземного транспорта, кто-то — ставку на электротранспорт, а кто-то в переполненных автомобилями городах и вовсе пересел на велосипед. Ситуация требует масштабных, продуманных и организованных решений, другого пути в будущее нет.

А что же делать простым жильцам, которые, в конечном итоге, остались заложниками непростой ситуации? Трудно согласиться с тем, что они собирали свои кровные на, как говорится в официальных документах, «незаконно установленный шлагбаум», — все требования закона были должным образом ими выполнены. Другое дело, что эти требования, как оказалось, не совсем правильные, но разве в этом виноваты люди, оказавшиеся в итоге ни с чем? Попав в ловушку административно-правовых коллизий, они пока продолжают бояться за своих детей, опасливо оглядываясь по сторонам при выходе из подъезда. Да и остается вопрос: почему же решение местных властей не соответствует законодательству? И как же впредь решать спорные моменты вокруг шлагбаумов в других дворах?

ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура Минска потребовала отменить решение Мингорисполкома №738, принятое в соответствии с Порядком установки устройств, ограничивающих движение транспортных средств (шлагбаумов) в  Минске, утвержденным решением Мингорисполкома от 22.09.2016 №2786, не распространявшим свое действие на сквозные проезды: «установка устройств, ограничивающих движение транспортных средств (шлагбаумов) на землях общего пользования, без предоставления земельного участка не соответствует требованиям законодательства».

МНЕНИЯ

Александр Соколов, инженер:

— Подобные ситуации вызывают двойственное отношение. С одной стороны, абсолютно убедительны доводы первых — опасность и неудобства для жильцов дома существуют. С другой — этот дом и его жители в районе не единственные. Мало ли, кому куда надо проехать и по какому поводу? В конце концов, когда-нибудь кому-то понадобится и в этот дом попасть, так что, сразу искать парковку в соседнем квартале? Нужен разумный компромисс. Как его достичь? Мне кажется, здесь не надо глобальных законов на уровне республики и даже города. Это дело местных районных властей, которые в сотрудничестве с товариществами собственников домов должны находить оптимальное решение для каждого конкретного случая.

Сергей Кучинский, заместитель директора логистической компании:

— Шлагбаум — это жесткое ограничение, которое, безусловно, необходимо в условиях огромных транспортных потоков в больших городах. Его установка должна быть четко регламентирована специальными разрешениями, где должны учитываться возможные особенности и обстоятельства, присущие конкретным местам установки. В конце концов, надо использовать и дорожные знаки, ведь правила дорожного движения никто не отменял. Понятно, что к каждому двору сотрудника ГАИ не определить, но существуют современные средства наблюдения, и водители должны ощущать, что их поведение на дороге и во дворах контролируется.


shamko@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter