Мячей скрещение

Для минского «Динамо» Сергей Бебешко оказался идеальным тренером...

Для минского «Динамо» Сергей Бебешко оказался идеальным тренером. Они прекрасно подходят друг другу: современные, умные и немного хитрые, а главное, амбициозные, стремящиеся к росту и победам. Бебешко и гандболистом был неординарным, в объединенной сборной СНГ, ставшей чемпионом Олимпийских игр в Барселоне в 1992–м, за место в составе ему пришлось конкурировать с лучшим игроком мира на тот момент — Талантом Дуйшебаевым, и неизвестно еще, чьи действия на площадке были более эффективными. Но Дуйшебаев был эффектнее, а значит — заметнее. Это всегда и играло ему в плюс. Потом они вместе уехали в Испанию, успешно выступали там, осели в этой стране и стали тренерами. Но и здесь Талант вырвался вперед. С командой «Сьюдад Реаль» он выиграл все, что выигрывается, а Сергей Бебешко оказался за спиной, на подхвате. Он ушел из команды, в которой как игрок достиг наибольших вершин, и начал собственную карьеру. Однако по законам жанра судьба обязательно скрестит их с Талантом пути снова. И к этой встрече Бебешко готовится уже сейчас.


Принимая год назад приглашение минского «Динамо», он вряд ли думал, что этот шаг так стремительно приблизит его к встрече со старым другом–соперником. А сегодня положение таково, что если минчане из своей группы розыгрыша Лиги чемпионов сумеют пробиться в плей–офф, то почти наверняка встретятся там именно со «Сьюдад Реалем». Бебешко говорит об этом удивительно спокойно, лишь улыбается и замечает: «Почему бы нам их не обыграть».


— Сергей Васильевич, давно хотел спросить, вы книжку «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки» читали?


— Первый раз о такой слышу! Правда, что ли, приключение Бебешки, прямо как моя фамилия? Забавно.


— Довольно известное детское произведение про двух храбрых пареньков, которые любили приключения. А вы в детстве о чем мечтали? Кем хотели быть, водителем или милиционером?


— Очень хотел стать футболистом. Бредил этой мечтой. А выбор предопределило то, что мой брат, который старше на 14 лет, занимался гандболом. Его друг стал моим первым тренером.


— Вы, получается, поздний ребенок?


— Да, нас трое братьев, и я последний. Мать меня родила в 40 лет.


— Последыш? Баловали вас, наверное...


— Родители — конечно. Но старшие братья быстро ставили на место, это они умели. Так что воспитание получил хорошее.


— Вы родились в Новой Каховке. Этот маленький городок с 50 тысячами населения дал дорогу в жизнь чемпиону в беге на 100 метров великому Валерию Борзову, актеру и режиссеру Георгию Делиеву, режиссеру Александру Довженко, первому президенту Приднестровской Молдавской Республики Игорю Смирнову, вам... Люди разных направлений, но все — безусловного таланта. В чем секрет?


— Сюда же приплюсуйте неоднократного олимпийского чемпиона по гребле на байдарках Сергея Чухрая, чемпионку по стрельбе из лука Милу Аржанникову. Кстати, и еще один известный гандболист — Андрей Щепкин — тоже из Новой Каховки. Мы с ним даже в одной школе учились. Не знаю, чем это объяснить. Если говорить о гандболе, то условия там всегда хорошие были, две открытые площадки на стадионе не пустовали. Очень хорошее стрельбище для лука, у меня, кстати, племянница Александра в сборную Украины входит. Ну и гребля, понятно, — Днепр рядом.


— Еще один необычный факт — вы родились 29 февраля — это большая редкость. Говорят, что всего в мире таких людей около 4 миллионов и они копят кармическую энергию, чтобы выплеснуть ее раз в 4 года. Это может приводить к неожиданным переменам в судьбе. Ничего такого за собой не замечали?


— Каждый високосный год для меня особенный. Для многих он неудачный, для меня — наоборот. Это, к слову, годы летних Олимпиад. В 1992–м я стал олимпийским чемпионом, например.


— Следующий високосный год у нас — 2012–й. Я надеюсь, вы еще к тому времени не покинете «Динамо»? Может, стоит ожидать выигрыша Лиги чемпионов...


— Посмотрим, если все будет продолжаться так, как идет сейчас, то всякое может быть.


— Об олимпийском «золоте» какие у вас остались воспоминания?


— Отбор в сборную был сумасшедший, по 4 человека на каждую позицию претендовали. На место в розыгрыше, например, рассчитывали я, нынешний спортивный директор минского «Динамо» Андрей Паращенко, Талант Дуйшебаев и Андрей Тюменцев. В итоге Паращенко получил травму колена, а Тюменцев незадолго до Игр попал в аварию и ехать в Барселону отказался. Остались я и Талант.


— Кто был вашим ближайшим другом в той команде?


— Юра Гаврилов. Наша жизнь связана с 17 лет, мы играли вместе, были соседями на сборах, я был свидетелем на его свадьбе. Сейчас он живет в Люксембурге, отношения к гандболу не имеет. С Олегом Гребневым еще поддерживаю отношения, с Дуйшебаевым, с Мишей Якимовичем.


— Кого из той команды, не раздумывая ни секунды, вы взяли бы сегодня в «Динамо»? Чтобы сузить круг претендентов, ограничимся двумя вакансиями.


— Андрей Лавров и Миша Якимович, вратарь и левый полусредний. Миша вообще удивительно одарен от природы, машина — по–другому и не скажешь. И человек очень порядочный, удивительно простодушный, никогда не боялся ответственности и в ключевых моментах матча брал ее на себя. Если бы не его природная скромность, он был бы признанным лучшим гандболистом мира.


— Вам кто ближе по тренерскому стилю: Спартак Миронович или Владимир Максимов? И как два этих разных человека ужились в 1992–м в одной команде?


— Мне ближе Максимов, я у него еще в молодежной сборной Союза играл. Спартак Петрович — сторонник действий по ситуации, а Владимир Салманович — потрясающий тактик, у которого все расписано на несколько ходов вперед. А как сработались? Стечение обстоятельств. Они друг друга не выбирали, каждый из них знал, что это сотрудничество на короткий промежуток времени, и они прекрасно дополнили друг друга.


— Недавно Максимов со своими «Чеховскими медведями» приезжал в Минск. Нашли время поговорить?


— Конечно. Разговаривая с ним, я чувствовал себя муравьишкой у подножья горы. Максимов — это человек, на которого нужно равняться, это вершина, к которой мне еще идти и идти.


— Главная привычка, которую вы приобрели в Испании?


— Спать днем. Ничего не поделаешь — сиеста. Бороться с этим бесполезно, поэтому и здесь стараюсь найти час, чтобы вздремнуть.


— Вино любите?


— Да, хорошее. Красное или белое, смотря под какую еду. В Минске, кстати, можно купить неплохое вино, я видел. Только вот цена...


— «Динамо» играет сегодня в какой гандбол? Киевского СКА, сборной СНГ или «Сьюдад Реаля», чья манера вам ближе?


— Точно не СКА. Может быть, немножко сборной и «Сьюдад Реаля». Сейчас совершенно другая игра, гораздо быстрее, динамичнее. В какой гандбол играет «Динамо»? Стараюсь, чтобы играло в современный. Мощный, но с головой.


— Вам белорусы нравятся как люди? От испанцев сильно отличаются?


— У вас очень хорошая нация, спокойная и рассудительная, нет этой испанской вспыльчивости, когда сначала сделаешь, а потом подумаешь. За 11 месяцев, пока я здесь, у меня не случилось ни одного серьезного конфликта. Украинцы более злые и эмоциональные, а с белорусами очень легко и удобно.


— Чего сегодня не хватает «Динамо», чтобы попасть, скажем, в восьмерку сильнейших клубов Европы? Это реально вообще?


— Не хватает опыта. У нас молодая команда, в которой нет ребят, по–настоящему понюхавших пороху. Проигранные концовки в фактически выигранных матчах группового этапа Лиги чемпионов — отсюда. Мы готовы физически, готовы тактически, но не хватает взрослости. Когда подрастем — будем в восьмерке.


— Какой матч в нынешнем сезоне вашей команде наиболее удался?


— С венгерским «Пиком». В нем мы показали уровень, на котором способны сегодня играть.


— А лично вам как тренеру? Комментируя какой свой тактический ход, вы можете воскликнуть, как известный поэт: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»


— В прошлом сезоне таких вариантов было много. Взять хотя бы игры с БГК имени Мешкова. Наша новая защитная тактика 3 — 3 оказалась для соперника неожиданной, и мы победили. Потом переделали систему в 5 — 1 и стали чемпионами. Были и еще случаи, когда решения играли, когда, что называется, угадывал. В этом году не ошибся с защитой в матчах с «Пиком», с «Чеховскими медведями», с «Ольборгом», но мы не выиграли, а значит, в актив себе мне занести нечего. Тем не менее могу сказать, что мы на правильном пути.


— Следующего нашего соперника — швейцарский «Шаффхаузен», с которым предстоит сразиться в воскресенье, 28 ноября, вы хорошо изучили?


— Досконально. Проблема в том, что игры, на основе которых мы делаем выводы, состоялись месяц назад. Учитывать еще нужно и тот факт, что нас ведь тоже изучают. Поэтому нужно иметь несколько вариантов, чтобы, если не сработает первый план, в рукаве всегда был еще один.


— Вы каким были гандболистом, хитрым или умным?


— Нужно быть и хитрым, и умным. Основная задача разыгрывающего — обмануть соперника, обыграть команду головой. Я всегда говорю, что на площадке нужно думать. Физически можно из гандболиста сделать терминатора, но если у него отсутствует мысль, то толку из этого не будет.


— За матчами белорусской сборной следили, что можете сказать?


— Главная проблема этой команды — вратарь и защита. Когда их удастся решить, игра улучшится.


— Легко сказать «решить»... А где его взять, хорошего вратаря–то?


— Я не тренер сборной и об этом не задумываюсь. В Беларуси вратарей нет, а почему — я не знаю. Нет школы вратарей, нужно начинать с детского возраста, растить. Словом, ждать. Или искать легионера, делать ему гражданство.


— Задачи на сезон перед «Динамо» какие стоят?


— Выиграть чемпионат, Кубок и попасть в групповой этап Лиги чемпионов. Одну мы уже выполнили. Теперь сами себе определили цель выйти в плей–офф, то есть занять в своей группе место не ниже четвертого. Тогда в 1/8 финала нас будет ждать встреча с испанским «Сьюдад Реалем»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter