Мы за ценой не постоим

Ценообразование: отпускать  предпринимателей в свободное плавание пока опасно?

Деловое сообщество Беларуси настаивает на скорейшем переходе к свободному ценообразованию и расширении перечня товаров и услуг, цены на которые не регулируются государством. Эту нетерпеливость можно понять — после девальвации белорусского рубля представители малого и среднего бизнеса столкнулись с резким ростом издержек и нередко работают себе в убыток, так как не могут поднять цены. План по либерализации экономики на 2009 год, подготовленный Совмином совместно с Администрацией Президента, предусматривает расширение сферы применения свободных цен, тарифов и торговых надбавок, а также совершенствование ценового и антимонопольного регулирования. Но останутся ли довольны нововведениями предприниматели?..

«Цены должны учитывать не только девальвацию, но и адекватно реагировать на изменяющиеся внешние рынки», — заявил на прошлой неделе премьер-министр Сергей Сидорский. К примеру, если происходит падение цен на углеводороды, то и продукция производителей-переработчиков этого сырья должна дешеветь. Но пока этого не происходит, так как они вырабатывают ресурсы докризисного периода.

Бизнесмены давно призывают правительство перейти к свободному ценообразованию, а контроль сохранить лишь в отношении социально значимых товаров и тех, что производят предприятия-монополисты. Цены способны саморегулироваться, утверждают они. Однако  принципиальная  позиция государства  остается неизменной: отпускать  предпринимателей в свободное плавание пока опасно. Скорее всего, они  поведут себя крайне некорректно. Примеров тому предостаточно.

После новогодней девальвации белорусского рубля по отношению к мировым валютам, когда цены у большинства участников торговли теоретически должны были вырасти не более чем на 20—25 %, выяснилось, что немало представителей розничного бизнеса поспешили переделать ценники с огромной выгодой для себя. Запас прочности в отдельных случаях, по наблюдениям специалистов Минэкономики, был сделан слишком уж большой — до 30—60 % сверх допустимого уровня.

Впрочем, в предпринимательских союзах нашли оправдание подобному росту цен. Специалисты указывают, что их повышение было связано с неопределенностью, которая была в первые дни после новогодних праздников. «Слухи о дальнейшей девальвации, возможной деноминации и переходе на российский рубль вызвали тревогу и панику как среди населения, так и бизнеса. Все ожидали худшего, поэтому пытались минимизировать свои риски за счет повышения цен», — заступается за коллег председатель Союза юридических лиц Республиканской  конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

Управляющий агентством «Золотой Ключ» Марк Бернштейн уверен, что вопрос «отпускать или не отпускать цены» относится скорее к категории «лечить болезнь или сама пройдет». «Конечно, поначалу ценник резко пойдет вверх, скорее всего, стоит ожидать разового роста инфляции на 15—20 %, — прогнозирует эксперт. — Однако достаточно быстро цены сами отрегулируются конкуренцией, и все придет в состояние равновесия между спросом и предложением, инфляция пойдет на попятную. Предприниматели  прекрасно понимают, если держать цены на высоком уровне, к ним попросту не пойдет покупатель, а это прямая опасность потерять бизнес».

На самом деле в Беларуси уже существует небольшой перечень цен на товары и услуги, которые государство не регулирует. Предприниматели сегодня активно настаивают на его расширении, полагая, что отпустить на «свободу» можно тысячи наименований товаров и услуг уже хотя бы потому, что на инфляцию они не влияют и цены на них удерживает сам рынок. Конечно, Минэкономики на такие кардинальные изменения перечня идти не готово и предлагает ограничиться освобождением от ценового регулирования всего нескольких десятков наименований.

Бизнес-сообщество отмечает неоправданную громоздкость самой процедуры госрегулирования цен на услуги и товары, а также тарифы для малых предприятий. Это огромные стопки бумаг, которые нужно готовить до двух месяцев и ходить из кабинета в кабинет, согласовывая калькуляции, экономические расчеты и прочее, — сетуют коммерсанты. Кстати, коридор для повышения цен не такой уж и большой, предприятия способны повышать цены не более чем на 0,5 % в месяц. И, по мнению представителей общественных предпринимательских союзов, именно этот небольшой задел на самом деле является проблемным местом в вопросах ценообразования. «Как правило, этот лимит предприниматели стараются выбирать, причем зачастую беспричинно, на всякий случай — мало ли, как изменится конъюнктура рынка. Хотя нередки случаи, когда они хотели бы не повышать, а, наоборот, понижать цены, делая их справедливыми», — уверяет председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. Однако в  это верится с трудом. После девальвации национальной валюты цены на «свободные» товары взвинтили больше, чем на «подконтрольные».

В Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей отмечают: вопрос свободного ценообразования — один из самых главных, причем не только с точки зрения развития рыночных отношений, но и как реакция на те кризисные явления, которые сегодня  происходят в мире. «Мы сегодня конкурируем не только на внутреннем, но и на внешних рынках, и нам нужна гибкость в сфере ценообразования, ведь те ресурсы, которые отвлекаются на процедуры определения и согласования цен, уместно было бы потратить на производство товаров и их рыночное продвижение», — заверяет Владимир Карягин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter