«Мы выпускаем фильм в свет вместе с Минском, Москвой и Нью-Йорком»

НЕДАВНО в «Белорусской ниве» стартовала тема номера «Даешь кино в глубинку!». А затем мы встретились с Татьяной ДОРОШКЕВИЧ, заместителем генерального директора КУП «Миноблкиновидеопрокат». Это произошло не случайно. Во-первых, как свидетельствует прошлогодняя статистика, самыми активными посетителями кинопоказов в республике были жители Минской области. Во-вторых, Татьяна Иосифовна родилась в районном центре — Дзержинске, а в деревнях живет много ее родственников, да и дача в сельской местности находится. В-третьих, по рабочим делам активно ездит по Минской области, наведывается и в деревню. Удивительно, как много она успевает! «Чтобы киновидеопрокат поддерживать на плаву, нужно знать и видеть, как на местах рекламируются фильмы, какой там трудится киномеханик, что он знает о кино. Ведь огромное значение для популяризации этого искусства имеют профессиональные навыки. Если киномеханик рассказывает о фильме интересно, он «заражает» интересом всех вокруг, с его подачи срабатывает так называемое сарафанное радио. Соответственно повышается посещаемость сеансов», — уверена Татьяна Иосифовна. В-четвертых, тут прослеживается семейная преемственность! Отец этой удивительной, необыкновенно доброй и на редкость скромной женщины 18 лет в свое время возглавлял Миноблкиновидеопрокат. И в-пятых, глядя на Татьяну Дорошкевич и общаясь с ней, нельзя не почувствовать радость и чудо встречи с прекрасным искусством — кино.

Татьяна ДОРОШКЕВИЧ знает, почему в Минской области самые активные зрители.

НЕДАВНО в «Белорусской ниве» стартовала тема номера «Даешь кино в глубинку!». А затем мы встретились с Татьяной ДОРОШКЕВИЧ, заместителем генерального директора КУП «Миноблкиновидеопрокат». Это произошло не случайно. Во-первых, как свидетельствует прошлогодняя статистика, самыми активными посетителями кинопоказов в республике были жители Минской области. Во-вторых, Татьяна Иосифовна родилась в районном центре — Дзержинске, а в деревнях живет много ее родственников, да и дача в сельской местности находится. В-третьих, по рабочим делам активно ездит по Минской области, наведывается и в деревню. Удивительно, как много она успевает! «Чтобы киновидеопрокат поддерживать на плаву, нужно знать и видеть, как на местах рекламируются фильмы, какой там трудится киномеханик, что он знает о кино. Ведь огромное значение для популяризации этого искусства имеют профессиональные навыки. Если киномеханик рассказывает о фильме интересно, он «заражает» интересом всех вокруг, с его подачи срабатывает так называемое сарафанное радио. Соответственно повышается посещаемость сеансов», — уверена Татьяна Иосифовна. В-четвертых, тут прослеживается семейная преемственность! Отец этой удивительной, необыкновенно доброй и на редкость скромной женщины 18 лет в свое время возглавлял Миноблкиновидеопрокат. И в-пятых, глядя на Татьяну Дорошкевич и общаясь с ней, нельзя не почувствовать радость и чудо встречи с прекрасным искусством — кино.

— Татьяна Иосифовна, как вы можете объяснить тот интересный факт, что самые активные зрители Беларуси живут в Минской области? В чем тут секрет?

— Действительно, в прошлом году в Минской области на сеансы пришли 3 миллиона 132, 7 тысячи зрителей. В целом же по всей республике, не считая Минска, около 11 миллионов. Наша доля, как видите, значительная — четвертая часть. А если брать статистику по селу, то наши достижения еще более весомые — мы обслуживаем 30,5 процента зрителей села. Например, за прошлый год в сельской местности кинокартины увидели 1 миллион  23 тысячи зрителей, в Могилевской области — 671 тысяча, Гродненской — 392 тысячи… Дело в посещаемости. Она  у нас самая высокая. То есть наш житель чаще ходит в кино, чем в других областях.  Мы сохранили сельскую киносеть, в отличие от других регионов.  В кризисный переломный момент стояла дилемма: как выживать киноотрасли? И многие пошли по такому пути: они поддерживали только районные и областные кинотеатры. Мы же пытались держать на плаву всю сеть. И городскую, и сельскую, и в этом получили большую поддержку руководства Минского облисполкома.

На 1 января этого года у нас насчитывалось 282 киноустановки на селе и 150 в городах. Практически во всех домах культуры, которые «живут» и работают, в которых есть отопление, смотрят кино. Кроме этого,  есть киноустановки в школах  и  детских садах

— !!!

— У нас принцип такой: зритель на селе должен получать ту же услугу, что и в городе.

— А какой промежуток времени между показом премьеры в городе и в крайней точке района — на селе?

— Обычно нужно года полтора-два, чтобы один и тот же фильм объехал всю область, побывал на каждой установке. Потому что перевозка фильма — сложная процедура.  А промежуток между показом в городе и на селе — примерно 2,5 месяца. В нашей области есть такая практика: мы одновременно выпускаем фильм в «свет» вместе с Минском,  Москвой, Нью-Йорком и Лондоном, то есть в наших кинотеатрах фильмы выходят именно в сроки мировых премьер. Мы даем фильм для крупного кинотеатра в районе, а там наши работники, можно сказать, подвижники своего дела, умудряются свозить его сразу же и на крупнейшие сельские киноустановки.  Таким образом наша киновидеосеть и выживает на селе.

— То есть киноустановки сохранились в области еще с советских времен?

— Да. На всей бывшей территории Советского Союза такой сети уже нет! Она уникальная.

Чтобы вы понимали, насколько «глубоко» наши сотрудники занимаются селом, могу так сказать: у нас 22 района и город Жодино, это наши мини-регионы. Среди них больше обслуживают зрителей на селе, чем в городе, Клецкий, Слуцкий, Столбцовский, Копыльский, Любанский, Минский, Смолевичский, Стародорожский районы.  Сейчас еще постоянно «подключаются» агрогородки, они открываются ежемесячно. Там обязательно появляется и кино-  или видеоустановка. Кроме стационарных киноустановок в домах культуры, у нас есть передвижные так называемые видеопроекционные комплексы. Они доезжают до каждой деревни, где есть условия для показа.

— А какие нужны условия?

— Дом культуры, который работает, отапливается зимой. Или школа. Как минимум за день передвижной видеопроекционный комплекс бывает на двух-трех видеоустановках. А если едут на одной машине две бригады, они охватывают еще больше деревень.

— Может, есть данные, где живут наиболее активные зрители в самой Минской области?

— В Минском районе. На втором месте Борисовский, на третьем — Столбцовский районы.

— А вот как идет подготовка кадров для села?

— Нам нужны киномеханики и видеодемонстраторы, которые обслуживают видеопроекционные комплексы. Мы их готовим сами, у нас есть курсы. Так выдаем путевку в жизнь.

— Татьяна Иосифовна, так и хочется спросить: на какие фильмы ходите вы сами? И бываете ли вы  в кино?

— Я бываю в кино, но, может быть, не в традиционном понимании этого слова. Я посещаю профессиональные кинопросмотры, которые позволяют увидеть все премьеры задолго до их появления на экране. Регулярно участвую в работе российских международных кинорынков — это такой форум, где подбирается репертуар на целый квартал. Там обязательно проходят кинопросмотры, с утра до вечера. А последний фильм, который меня потряс, — это «Черный лебедь». Он получил Гран-при Венецианского кинофестиваля. Я давно уже не видела ничего лучше. По крайней мере фильм дает понять зрителю, который мало посвящен в тайны искусств, какой сложный и мучительный путь проходит творческая личность, чтобы создать настоящий шедевр.

— Были ли в последнее время случаи видеопиратства в области? Как вы с этим явлением справляетесь?

— Борьба с пиратами — прерогатива правоохранительных органов.

Мы пытаемся защищаться тем, что даем хорошее и качественное кино на экран. Зачем смотреть туманную, мутную пиратскую копию дома, когда в кинотеатре этот фильм идет в чудесном качестве, доставляет гораздо больше удовольствия и впечатлений. И цена билета не так велика в райцентрах и на селе — от 300 до 2000 рублей, а в среднем 590 рублей.

— А вот документальное кино интересно сельскому зрителю?

— О, это целая система — работа с документальным кино. Проходят тематические просмотры. Документальные фильмы имеют свои специфические — воспитательную, эстетическую, морально-нравственную — функции. У нас больше 20 программ по разным тематикам. Это темы кинолекториев перекликаются с планами учебных заведений.

Кроме этого, мы показываем документальное кино перед началом художественного фильма. Все новинки, которые выпускает Белвидеоцентр, «Беларусьфильм», их российские коллеги. Это расширяет кругозор зрителей, напоминает о морально-нравственных нормах, заставляет о чем-то задуматься.

— Есть ли какие-то наиболее интересные темы для зрителя?

— Самый популярный кинолекторий, который нам заказывают школы — «История и культура Республики Беларусь, государственные символы страны». В течение года прошло более 5 тысяч сеансов! На втором месте — экологическая тема. Потом 65-летие Победы, противопожарная безопасность, безопасность дорожного движения. Фильмы толково рассказывают, как уберечь себя в той или иной ситуации. Это практически инструкция по технике безопасности для зрителей. Востребованы кинолектории по профилактике СПИДа, алкоголизма, курения, наркомании.

— Проводится ли какое-то анкетирование или опросы с целью узнать, какие фильмы хотят видеть зрители?

— Да. Наши кинотеатры периодически этим занимаются. Но пока мы ничего сверхнового не узнали. Зрителей интересуют все новинки, которые мы и показываем.

— Что делается для популяризации кино на селе?

— Активно рекламируем репертуар. Да и наши киномеханики — мастера на все руки. Они и киноафиши расклеивают, и о фильмах рассказывают.

— Приглашаете ли вы знаменитостей на встречи со зрителями?

—  Во время прошедшего «Лістапада» возили в Борисов Людмилу Гурченко. Творческая встреча прошла великолепно, просто на одном дыхании! Мы готовились к ней очень долго и серьезно. Людмила Марковна говорила, что мы поразили ее уровнем приема. Она была тронута буквально до слез. Не ожидала, что ее так помнят, так любят. Такие громкие овации, столько цветов! Люди приходили с книгами и дисками, просили автографы. То есть они тоже готовились к встрече! Был настоящий аншлаг.

Кстати, все белорусские премьеры, которые выходят на экран, обязательно сопровождаются творческими встречами с актерами, которые в них снялись. В прошлом году мы провели 57 таких встреч. Но это еще мало. Потому что немного было и новых белорусских фильмов. Активно ездят по области, в том числе и на село, актеры и режиссеры Вера Полякова, Светлана Зеленковская, Александр Ефремов, Валерия Арланова, Елена Турова, Борис Гергалов, а также Анатолий Терпицкий, Андрей Алиференко. У нас давнее сотрудничество с Белорусским союзом кинематографистов.

— Доходное ли это дело — кинопрокат на селе?

— Однозначно — затратное. На покрытие убытков идет государственная дотация. Только крупные кинотеатры в областных центрах и Минске могут выйти на самоокупаемость.

— Татьяна Иосифовна, что бы вы хотели сказать нашим читателям? Они же ваши зрители…

— Всех пригласить в кино, на ближайшую премьеру! Мы делаем много для того, чтобы они приятно и с пользой провели время  на наших сеансах. Мы очень уважаем нашего сельского зрителя. Дороже его, как совершенно справедливо считает наш нынешний генеральный директор Юрий Михайлович Черноушко, ничего быть не может.

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter