«Мы выдержали эти санкции. Но успокаиваться нельзя». Подробности доклада главы Нацбанка Президенту Беларуси

Работа в непростых условиях, кредитование реального сектора, «токсичные» валюты и обеспечение финансовой стабильности: какие восемь важных вопросов Президент задал руководителю Нацбанка

Новая рабочая неделя Главы государства началась с обсуждения ситуации в банковской сфере. Вместе с Председателем Правления Национального банка Павлом Каллауром на доклад были приглашены первый вице-премьер Николай Снопков, заместитель Главы Администрации Президента Максим Ермолович и помощник Президента Валерий Бельский. Спектр затронутых тем самый широкий: от деятельности банковской системы в условиях санкционного давления, обеспечения расчетов субъектов хозяйствования по внешнеторговым операциям, сотрудничества с азиатскими банками, реализации интеграционных проектов с Россией до инфляции и потребительских цен. Эти вопросы, как подчеркнул Александр Лукашенко, — на слуху и волнуют государство в целом:


— Введены беспрецедентные санкции. Год фактически проработали в этом режиме. Надо отдать должное и экономике, и особенно банковской системе — мы выдержали эти санкции. Но, как я говорил, успокаиваться ни в коем случае нельзя.

Вопрос № 1 — о санкциях

Санкционное давление на нашу страну продолжается и, разумеется, оказывает влияние на положение дел в экономике. Не такое, как рассчитывает Запад, но тем не менее. Отсюда и первый вопрос от ­­Президента:

— Как банковская система реагировала на это беспрецедентное агрессивное санкционное давление, как была мобилизована банковская система?

Вопрос № 2 — о расчетах во внешней торговле

Второй важный вопрос — меры по обеспечению расчетов субъектов хозяйствования по внешнеторговым операциям. Глава государства уточнил, что в этом плане ситуация усложнилась:

— Тут не от нас зависит, тут больше зависит от наших партнеров — иностранных банков. Но тем не менее вроде бы справляемся. Но есть отдельные моменты. Я это чувствую, бывая на конкретных предприятиях, когда они просят о помощи. Поэтому хотелось бы услышать и ответы на эти вопросы — как мы здесь справляемся.

Вопрос № 3 — об экспортно-импортных операциях

Александр ­­Лукашенко при этом обратил внимание, что по экспортно-импортным операциям значительная доля расчетов в мире (75 процентов и выше) осуществляется с использованием долларов и евро — «токсичных для нас валют».

Вопрос № 4 — о реальном секторе экономики

Работа реального сектора экономики — также в центре внимания. И здесь есть извечная проблема, как обозначил Александр ­­Лукашенко:
— Национальный банк пытается проводить более жесткую политику, Правительство, субъекты хозяйствования просят, чтобы она была помягче. Вопрос доступности кредитов. Центральный вопрос, который мы должны с вами обсудить. Это касается поддержки реального сектора экономики.

Вопрос № 5 — о новациях

Обсудили в ходе доклада и новации в банковской сфере. В свое время в Беларуси был инициирован ряд новшеств в развитии банковской системы, конкретизировал Президент:

— БЕЛКАРТ, ЕРИП, система передачи финансовой информации, потом сервисы мгновенных платежей. Как обстоят дела?

Вопрос № 6 — о сотрудничестве с Азией

В условиях динамично меняющегося мира важно не упустить время. Глава государства убежден, что будущее за Азией и это направление необходимо не просто держать в фокусе:
— Повестку мирового развития сегодня задает Азия… Как у нас здесь развивается ситуация в сотрудничестве с азиатскими банками, азиатскими экономическими субъектами? Какие предпринимаются (действия. — Прим. ред.) Национальным банком в связи с перестройкой всего мирового хозяйства на Азию? Вопрос во времени. Не упускаем ли мы здесь время?

Вопрос № 7 — о проектах с Россией

Еще один вопрос — интеграционные проекты с Российской Федерацией, все ли выполняется в соответствии с имеющимися договоренностями, поинтересовался Александр ­­Лукашенко.

Вопрос № 8 — об инфляции

Вопросы инфляции и ценового регулирования сегодня на слуху, особенно учитывая прошедшие в этом месяце совещания Главы государства с экономическим блоком страны, поставленные задачи и принятые решения. ­­Президент констатировал:

— Инфляция во многом зависит от Национального банка. Но не во всем. Если по букварю экономическому или финансовому, это вопрос Национального банка. Я так не считаю. Инфляция — это рост цен, это вопросы всех уровней власти страны.

Он добавил, что Нацбанк в этом вопросе традиционно является определяющей структурой и отказываться от такого подхода мы не будем. Основное, на что белорусский лидер ориентирует руководство главного финансового регулятора в этом вопросе:
— Критерий один: не только букварь экономический, который мы все с вами внимательно изучали, но и от жизни. Все опытные люди. Поэтому хотел бы услышать вашу оценку.

«Справились достойно»

Начиная свой доклад, Павел Каллаур подчеркнул, что банковская система смогла адаптироваться к новым условиям по всем направлениям:
— Это позволило обеспечить свою устойчивость, финансовую стабильность на рынках и при этом помочь адаптироваться к новым реалиям нашим предприятиям, реальному сектору экономики. По двум этим каналам мы и работали.
Он также не стал скрывать, что ситуация случалась крайне сложной, экономическому блоку приходилось часто встречаться и совместно вырабатывать актуальные решения (помощник ­­Президента Валерий Бельский также участвовал в этих встречах):

— Мы буквально один раз в неделю обсуждали, какая ситуация, определялись, что может и что должна делать банковская система. И таким образом с той непростой ситуацией справились. Я считаю, что очень достойно.

По этому поводу Глава государства резонно заметил, что выйти из ситуации удалось не только благодаря выработанным решениям. Сыграли свою роль и внешние факторы, и высокий профессионализм банковских сотрудников:

— Павел Владимирович, справились благодаря профессионализму банковских работников. Но и потом вы не забудьте сказать, что нам объективно помогло справиться. Не все же вы такие великие оказались. Наверное, в мире происходило не только негативное. А какой-то негатив, по-моему, помог нам справиться.

Павел Каллаур заметил, что все достигнутые результаты — это общая работа:

— Никто в отдельности результатов не достигает. Результаты достигаются в экономике, когда есть общая, целенаправленная, хорошо скоординированная работа Правительства, Национального банка, банковской системы, всех других институтов… В части внешних факторов, безусловно, произошли процессы перераспределения торговых потоков.

— Я это и имел в виду, — уточнил Президент.

Проводить ответственную политику

Кредиты для предприятий, валютные курсы, ставки по депозитам, ЗВР: о чем глава Нацбанка докладывал ­­Президенту и чем поделился с журналистами

Павел Каллаур перед телекамерами появляется нечасто. По этому поводу в информационном пространстве оппоненты власти периодически раскручивают всевозможные фейки. У главы Нацбанка здесь есть своя примета: чем чаще руководитель финансового регулятора появляется на публике, тем больше могут паниковать обыватели. Все-таки деньги и все, что с ними связано, любят тишину. И все же журналисты не преминули воспользоваться случаем и пообщаться с Павлом Каллауром. Он детально озвучил подробности доклада ­­Президенту и ответил на злободневные вопросы.

О работе реального сектора

Глава Нацбанка, в частности, уточнил: вопросы доступности кредитов для реального сектора актуальны для любой страны и экономики, в Беларуси они также находятся в поле зрения и Правительства, и Национального банка. Обсудили их и у Главы государства.

— Перед банковской системой стояли две ключевые задачи: самой адаптироваться перед вызовами и сохранить устойчивость, а также непосредственно поддержать реальный сектор экономики, в том числе и через доступность кредитов. Надо отметить, что в этом году экономика работает с положительным платежным балансом: страна получила за девять месяцев 2,1 миллиарда долларов дополнительной выручки, — рассказал Павел Каллаур.

Эти средства, уточнил он, предприятия использовали частично для погашения внешней кредиторской задолженности, частично для погашения кредитов белорусских банков, выданных в иностранной валюте. В реальном секторе экономики также сложилась неплохая рентабельность (12,5 миллиарда рублей прибыли на чистой основе), что также позволило предприятиям решать свои проблемы самостоятельно.


— Мы имеем весьма, я бы сказал, позитивную ситуацию, когда платежеспособный спрос (особенно в белорусских рублях) удовлетворяется банковской системой, а кредиты в иностранной валюте сократились, что очень позитивно. С точки зрения доступа к кредитам вопросов у платежеспособных предприятий нету,
— заключил руководитель финансового регулятора.

О процентных ставках

Ситуация требовала, чтобы были увеличены процентные ставки по депозитам. Павел Каллаур констатировал, что по депозитам в белорусских рублях сохраняется положительный прирост относительно инфляции:

— Он небольшой, но устойчивый и положительный. По иностранной валюте есть небольшое сокращение депозитов — около 0,5 миллиарда долларов. Но, собственно говоря, эти ресурсы не нужны были банковской системе, поскольку предприятия заработали на внешнем рынке валютную выручку и сокращали валютное кредитование.

Глава Нацбанка также привел пример, когда по отдельным вновь выдаваемым кредитам процентные ставки могут составлять 14,16 процента:

— Это в реальном выражении с учетом инфляции минус 2,75 процента. То есть имеем уникальную ситуацию, что вновь выдаваемые кредиты — по отрицательным ставкам. Если взять в целом кредитный портфель, там тоже ставки отрицательные…

Об инфляции

— Безусловно, и Правительство, и мы принимаем меры, чтобы инфляция снижалась. Наши прогнозы оптимистичные. Мы все-таки ожидаем, что прошли пик высокой инфляции и постепенно она будет замедляться. Соответственно, продолжится процесс снижения ставок по кредитам. Все это в совокупности как раз создает нормальные условия для реального сектора экономики по доступности кредитов,
— подчеркнул Павел Каллаур.

О золотовалютных резервах

Руководитель Нацбанка напомнил, что объем золотовалютных резервов (ЗВР) Беларуси колеблется в пределах 7,5 миллиарда долларов, а также рассказал, на что ориентируется его структура:

— Мы погасили внешний долг, как и планировали, за счет ЗВР — 900 миллионов долларов. И ожидаем до конца года, что ЗВР, как и запланировано, ниже 7 миллиардов долларов не будут. Понятно, структура ЗВР меняется в зависимости от того, в какой валюте обеспечиваются внешнеторговые платежи. Мы наблюдаем сокращение доли платежей в евро и нарастание доли в российском рубле и юанях. Поэтому и ЗВР в части своей структуры будут ориентироваться на эти денежные потоки, которые складываются по результатам внешнеторговой деятельности.

О сотрудничестве с Китаем

Одна из тем, обсужденных в ходе доклада, — сотрудничество с Азией. Напомним, в сентябре этого года первый вице-премьер Николай Снопков анонсировал подключение белорусских банков к китайскому аналогу SWIFT — национальной системе банковских переводов CIPS. Как ожидалось, первым к системе должен подключиться Беларусбанк, а затем и другие финансовые учреждения. В свою очередь Павел Каллаур, отвечая на уточняющий вопрос журналистов, конкретизировал:

— Это внутренняя платежная система Китая, которая расширяется до трансграничной системы. Подключение в части среднесрочной перспективы должно состояться, это правильно, но нет надобности прямо в данный момент подключаться. Это технически непростой процесс: чтобы подключиться к системе другой страны, надо выполнить технические требования в первую очередь по программному обеспечению. Этой работой мы занимаемся, но она не имеет отношения к сопровождению внешнеторговых сделок.

Глава финансового регулятора добавил, что с Китаем белорусские банки работают в режиме, установленном международной практикой, — через корреспондентские счета:

— Платежи идут, в юанях доля платежей нарастает.

О курсе белорусского рубля

— У нас плавающий курс, он ориентирован на корзину валют наших основных торговых партнеров. Задача центрального банка — сглаживать избыточную волатильность на рынке.  
Не допуская ненужных спекуляций как со стороны тех, кто торгует валютой, так и со стороны торговых предприятий, которые привязывают цены к курсу валют. Это задачу мы обеспечиваем. Но курс и динамика определяются фундаментальными факторами, состоянием платежного баланса страны. Еще раз повторюсь: у нас положительное сальдо платежного баланса, это основа для того, чтобы в части фундаментальных факторов была стабильность на валютном рынке,
— подчеркнул Павел Каллаур.

О стратегии Нацбанка

Глава Нацбанка обратил внимание, что вся финансовая система страны (и Нацбанк, и все финучреждения) ведет себя «очень профессионально и ответственно»:

— Это вы можете оценить по тем результатам, которые мы имеем: и в части денежно-кредитного рынка, и валютного рынка. И помощи предприятиям по адаптации к непростым условиям.  
Эту ответственную политику мы будем проводить и дальше, обеспечивая и ценовую стабильность, и финансовую стабильность, содействуя тем самым экономическому развитию страны и в итоге — росту благосостояния наших людей.

Об оценке работы западных коллег

Еще один вопрос от журналистов: как руководитель белорусского Нацбанка оценивает работу европейских финансовых регуляторов, в частности, центрального банка Великобритании. Напомним центробанк этой страны на фоне нарастающего кризиса на рынках государственного долга, а также снижения налогов и падения фунта принял решение запустить программу покупки облигаций на сумму 65 млрд фунтов. Такое решение было принято после того, как финансовый пакет мер бывшего министра финансов Великобритании Квази Квартенга (они должны были помочь гражданам справиться с ростом стоимости жизни в стране) вызвал падение фунта и историческое падение цен на золото.

Павел Каллаур поделился своим видением этой ситуации:
— Финансовая сфера требует очень аккуратного отношения. Если народу обещают снизить налоги, увеличить расходы бюджета, то должно быть понимание, откуда возьмутся эти деньги. Если же нет такого понимания, просто не надо обещать.

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter