Мы вечная память друг друга...

От 9 мая 1945-го до 2005-го – шестьдесят лет. Время, в течение которого тысячи раз уточнялись цифры, менялись взгляды, а порою и переписывались страницы истории. Сегодня, спустя годы, о той страшной войне еще рассказывают ветераны, вспоминают о событиях, забыть которые не дает память сердца.
От 9 мая 1945-го до 2005-го – шестьдесят лет. Время, в течение которого тысячи раз уточнялись цифры, менялись взгляды, а порою и переписывались страницы истории. Сегодня, спустя годы, о той страшной войне еще рассказывают ветераны, вспоминают о событиях, забыть которые не дает память сердца. Война – это трагедия, жертвы, смерть, страшное разрушение, убийства, бесчеловечность — в один голос с этим соглашаются ученики 75-й гимназии г.Минска (поводом для встречи послужил выход в свет нового факультативного учебника по истории Великой Отечественной войны для 11-х классов, по которому ребята занимаются с двухгодичным опережением). А еще — невероятное отклонение от устоев цивилизации, крушение их, страдания, беда народная, затронувшая каждую белорусскую семью. В том числе и родных мальчишек и девчонок из 9 «А». Например, о судьбе своего дедушки Семена, командира отряда подрывников, Лиза Агапонова знает не только по рассказам папы и мамы, но и по… хронике «От Москвы до Бреста». Для большинства ее сверстников, по словам девочки, Великая Отечественная – это в первую очередь книги. Так что появление нового учебника весьма своевременно. Перелистывая страницы пособия, девятиклассники рассуждают о причинах Второй мировой, ее неизбежности, а еще о том, что значит пережить войну, выстоять и победить. — Безусловно, наше детство стало возможным только за счет… чужого детства, — считает девятиклассник Павел Лобач. — Того самого, когда в восемь лет нужно было вязать носки на продажу, чтобы помочь маме прокормить маленьких сестренок, когда первым домом становилась снежная землянка, в которой скрывались от карателей. Когда в шесть лет просишь об одном – еще чуть-чуть пожить. К слову, ребята отмечают, что новый учебник основательно проиллюстрирован, здесь много фотографий, карт, ранее не публиковавшихся документов. Правда, за сводками, фактами, датами не так-то уж и легко разглядеть человека. «Для меня, например, достаточно долго оставались абстрактными цифры — миллионы погибших за эти четыре года, — рассказывает Павел. – И как-то на футбольном матче я представил себе: стадион «Динамо» — это чуть больше шестидесяти тысяч мест…» Сколько же таких стадионов с людьми погибло за время войны? Как долго можно и нужно помнить о Великой Отечественной? Юноши и девушки считают: именно память о предыдущей трагедии может предотвратить будущую. Другое дело, что теме Второй мировой, по мнению учеников, в учебных планах уделяется не так уж и много времени, порою за один параграф «проходят» годы. — За последние два года интерес к изучению Великой Отечественной возрос, — считает учительница истории гимназии № 75 Светлана Триденская. – Хотя на этот период отводится не так уж и много часов: в девятом классе – четыре, в одиннадцатом – восемнадцать. Но сам учебник получился достойным и полным, он действительно без белых пятен и, что немаловажно, прекрасно оформлен. А наглядным материалом к урокам у нас служат… экскурсии в музей Великой Отечественной войны. К слову, дед Светланы Александровны, Павел Ковалев, участвовавший в форсировании Днепра, – Герой Советского Союза, бабушка и мама — четыре месяца провели в концлагере, месте, которое ни они, ни их потомки никогда не назовут «воспитательным лагерем», как это пытаются сделать в Латвии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter