Мы в ответе за тех, кого... отловили

Уничтожение редкого вида рыбы стоило лицензии арендатору озера в Ушачском районе
Уничтожение редкого вида рыбы стоило лицензии арендатору озера в Ушачском районе

Проблеме охраны животных, занесенных в Красную книгу, был посвящен материал «Ряпушка — на мушке?», опубликованный в нашей газете 5 ноября. В нем, в частности, рассказывалось, как несколько минских рыбаков–любителей стали свидетелями лова неводом ряпушки, исчезающего вида рыбы, в озере Мугирино на границе Лепельского и Ушачского районов. Этот вопиющий факт удалось даже снять на видеокамеру.

Рыболовецкая бригада была нанята арендатором этого озера, индивидуальным предпринимателем Владимиром Севериным. К месту ЧП немедленно выехали сотрудники Лепельской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. После чего на бригадира рыбаков был оформлен административный протокол за «уничтожение редкого вида рыб, занесенного в Красную книгу» и наложен штраф в размере 153 тысячи рублей. Сам же арендатор Владимир Северин виновным себя не признал, заявив, что ряпушка на Мугирино попала в сети случайно и, поскольку ловить ее запрещено, была отпущена обратно в водоем...

Первой на критическую статью отреагировала Витебская областная инспекция охраны животного и растительного мира. Ее начальник В.Лемешев в своем письме в редакцию, в частности, сообщил, что «за грубое нарушение лицензионных условий и требований аннулирована лицензия на промысловый лов рыбы и добычу водных беспозвоночных... выданная индивидуальному предпринимателю Северину Владимиру Григорьевичу».

Чуть позже поступил отклик от заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды В.Малишевского, который подтвердил, что «...арендатор озера Мугирино, индивидуальный предприниматель Северин В.Г., нарушил законодательство в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности. Результаты проверки фактов, изложенных в статье «Ряпушка — на мушке?», Минприроды 23 ноября 2005 года направило прокурору Ушачского района Баневскому В.Э. для прокурорского реагирования».

Наконец, принципиально и обстоятельно подошли к проверке случившегося в Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте. И достаточно оперативно приняли меры: «Озеро Мугирино Ушачского района... передано в аренду индивидуальному предпринимателю Северину В.Г. Ушачским райисполкомом для промыслового лова рыбы и организации платного любительского рыболовства в 2001 году. По данным РУП «Институт рыбного хозяйства», ранее ряпушка в уловах озера Мугирино отсутствовала... хотя до июля 2004 года лов ее был разрешен. До 20 сентября 2005 года промысловый лов рыбы велся арендатором Севериным В.Г. с использованием сетей с ячеей более 40 мм, что исключало попадание в них ряпушки. Позднее, с целью повышения эффективности промыслового лова, арендатором на водоеме начал использоваться невод, в который, судя по материалам видеосъемки, попала ряпушка. В этом случае промысел на данном тоневом участке должен быть прекращен, а факт попадания в промысловые орудия рыболовства видов рыб, занесенных в Красную книгу, отмечен в тоневом журнале. О факте поимки «краснокнижного» объекта должно быть сообщено в Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте и территориальную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды. Рыба, попавшая в промысловые орудия рыболовства, должна быть выпущена обратно в водоем в живом и неповрежденном виде. Если же рыба получила повреждения и не может быть выпущена в водоем, составляется комиссионный акт с участием представителей государственной инспекции и территориальной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, подтверждающий факт ее поимки, состояние рыбы при выборке из орудий рыболовства, и даются рекомендации по дальнейшему использованию рыбы (передача в торговую сеть, на корм животным, в утилизацию). Этого арендатором Севериным В.Г. сделано не было.

Государственная инспекция провела совместную с Минприроды проверку работы арендатора рыболовных угодий — индивидуального предпринимателя Северина В.Г. В ходе проверки повторно установлены грубые нарушения лицензионных условий и требований. 21 ноября 2005 года коллегия Государственной инспекции приняла решение об аннулировании лицензии на промысловый лов рыбы, выданной... Северину В.Г. За неоднократные нарушения правил рыболовства и лицензионных требований в Ушачский райисполком госинспекцией направлено ходатайство о расторжении договора аренды рыболовных угодий с ИП Севериным В.Г.

11 ноября 2005 года Государственной инспекцией проведено совещание с представителями Минприроды и НАН Беларуси по вопросу использования рыболовных угодий, являющихся местами обитания редких и исчезающих видов рыб. По запросу Государственной инспекции научными учреждениями будут подготовлены рекомендации по затронутой проблеме».

Возможно, кто–то из читателей удивится, почему в орбиту расследования, по сути, единичного случая уничтожения редкого вида рыб оказалось вовлечено столько серьезных учреждений. Постараюсь пояснить. Во–первых, не секрет, что в нашей стране проблеме охраны животных и рационального использования природных ресурсов уделяется самое пристальное внимание. Очередное подтверждение этому — принятые недавно Президентом стратегические решения, касающиеся сферы природопользования. А во–вторых, случай на Мугирино оказался попросту вопиющим. Ведь, по данным Минприроды, за 10 месяцев этого года в стране практически не было зафиксировано ни одного факта незаконного уничтожения редких видов животных. За исключением вылова ряпушки на озере Мугирино, ущерб от которого составил 15 миллионов 62 тысячи рублей. И эта цифра почти в два раза больше общей суммы исков за нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов. Так что поднятая нашей газетой проблема — отнюдь не пустяковая.

Кроме того, по словам главного специалиста отдела заповедного дела Минприроды Виталия Коренчука, в Беларуси уничтожение редких видов животных и мест их обитания происходит, как правило, непреднамеренно. Например, во время санитарной вырубки леса может быть случайно повреждено или срублено дерево, в дупле которого гнездились птицы или обитали летучие мыши. И вообще, за год фиксируются разве что единичные случаи нарушения законодательства в области охраны диких животных, включенных в Красную книгу. Поэтому действия арендатора Северина, который вместо того, чтобы защищать «свой» водоем от всевозможных браконьеров, сам же им и уподобился, получили предельно суровую оценку от природоохранных ведомств. И эта история в очередной раз может послужить ярким примером того, что в Беларуси никому и никогда не будет позволено бездумно транжирить природное достояние.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter