Эксперты об оперативном совещании Президента с военными

Мы спокойны. За нами — правда!

Единственный шанс остановить эскалацию и избежать кровопролитной войны в Украине — провести переговоры в Минске. На оперативном совещании с военными Александр ­­Лукашенко еще раз обратился с этим предложением к руководству братских народов. Президент Беларуси подметил, что будь он на месте Зеленского, то уцепился бы за эту возможность. И Зеленский уцепился. Во вчерашнем видеообращении он заявил о готовности сесть за стол переговоров — читай «сдулся, жестоко кинутый альянсом ­­НАТО». В Кремле сообщили, что готовы направить делегацию в Минск. О сложившейся ситуации рассуждают эксперты, комментируя самые яркие посылы Главы белорусского государства.

Дорога эскалации — дорога в никуда...

Мы тут оправдываться не будем по поводу того, что мы участвуем, не участву­ем в этом конфликте. Еще раз говорю: наших войск там нет. Но если надо будет, если это будет необходимо Беларуси и России, они будут.


Игорь Чибисов, военный аналитик, полковник запаса:

— Российские Вооруженные силы сами в состоянии провести освободительную операцию в Донецке и Луганске и разрешить ситуацию в Украине. У россиян достаточно сил и средств, а главное — есть боевой опыт, полученный в Сирии. Поэтому военные операции будут проводиться без потерь среди мирного населения. Однако все это не отменяет тот факт, что Беларусь продолжает выполнять союзнические договоренности. Так, на южной границе Беларуси продолжают оставаться российские войска и наши, что помогает россиянам спокойно проводить военные действия. А мы в случае чего прикроем. Таким образом мы выполняем свою задачу, прописанную в Военной доктрине Союзного государства. Согласно документу в случае необходимости мы можем объединить войска, но пока такой необходимости нет. При этом еще одна наша задача — держать в боевой готовности Вооруженные Силы западного направления, то есть Гродно и Брест, чтобы сдерживать наших соседей: литовцев и поляков (­­НАТО). Наши войска находятся в нужной степени боевой готовности, проводятся необходимые мероприятия по мобилизации. Наши Вооруженные Силы в любой момент готовы к выполнению поставленных задач, готовы дать отпор любому агрессору, посягающему на суверенитет Беларуси. 

Если вдруг Украина станет очагом натовским и будет нацелена против России, то, как я сказал Путину, тренироваться будут на нас. Прежде всего нас начнут гнобить. Получится — тогда на Россию.


Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности:

— История многократно демонстрировала одну и ту же «химическую» реакцию. Как только Украина оказывается в объятиях Запада, она начинает болеть национализмом и коллаборационизмом. Причем это всегда сопряжено с какой‑то особой дикостью и кровожадностью по отношению к россиянам и белорусам. И чем больше они хотят угодить Западу, тем страшнее эти приступы. Последний раз это было при немцах в годы войны, когда украинские батальоны нацистов жгли Беларусь целыми деревнями. Колокола Хатыни до сих пор звонят по тем страшным жертвам. Не думаю, что, став натовским очагом, в этот раз они пойдут другим путем. Они уже сейчас демонстрируют готовность идти на Беларусь путем крови и огня. Готовят боевиков для госпереворота и кровавой расправы над нашей страной. Вообще, Запад Украине противопоказан, потому что она сразу же начинает саморазрушаться. Такую же участь готовили европолитики и для Беларуси. Но нам повезло больше, чем Украине: у нас есть сильный лидер в лице Александра ­­Лукашенко.

Еще раз подчеркиваю: для того, чтобы, как он сказал, украинцы, руководство и политики Украины еще раз сделали выводы и поняли, что надо решать за столом переговоров эти вопросы.


Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук, доцент:

— За последние десятилетия Украина с помощью коллективного Запада стала тоталитарным, коррумпированным и националистическим государством. Террор, слежка, цензура, тотальная коррупция, широкомасштабная деиндустриализация, обнищание народа, гражданская война превратили страну в колонию‑плацдарм для разобщения Европы и уничтожения славянского и православного единства.

Надо признать, что Украины в том виде, в котором она была, уже нет и не будет. Сегодня новая геополитическая реальность, в которой сохранение Украины в прежних границах может быть возможно только при неукоснительной денацификации и демилитаризации с последующим гарантированным нейтралитетом. Однако Запад в традиционной лживой манере на это не пойдет. Более того, тенденция такова, что Украина близка к национальному банкротству — и в лучшем случае придется новому руководству строить другую национальную Украину.

Сотни солдат ВСУ переходят на сторону добра и бросают оружие. Граждане Украины, к сожалению, стали заложниками преступных действий своего руководства. Проект «Зеленский» уже в прошлом. Бегство Зеленского либо достойный поступок главнокомандующего, конечно, смог бы смягчить ситуацию и перевернуть страницу в истории страны. Сегодня надо думать о будущем. Каковы перспективы Украины? Как наладить жизнь государства и выбрать главу, который бы действительно выражал интересы народа, а не торговал страной? Западным политикам надо размышлять о судьбе своих народов, которых они «загоняют» в катастрофу. 

Мы являемся свидетелями яркого примера того, как коллективный Запад насаждает свои ценности и продвигает демократию. К слову, именно от такой участи нас спас Александр ­­Лукашенко в 2020 году. Более того, он говорил, что даже в последние часы перед спецоперацией России предпринял шаги по урегулированию ситуации. Переговоры с точки зрения оперативно‑стратегических последствий могут быть только при одном условии — капитуляции. Таков непреложный закон военных сценариев. А преступники, доведшие страну до гражданского, братоубийственного конфликта, должны ответить по закону. Уверен, в ближайшее время мы это увидим. 

В связи с этим будем откровенны: это был уникальный случай в истории, когда лидер соседнего государства прикладывает все усилия мирного характера во имя спасения народа и государственности, не преследуя корыстных целей. Предложение нашего Президента собраться в Минске для переговоров еще раз доказывает нашу приверженность миролюбивой внешней политике.

Если бы мы не остановили националистический угар, у нас было бы примерно то же (что и сейчас в Украине. — Прим. ред.).


Алексей Дзермант, политолог (в эфире ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио»):

— К геополитическому одиночеству Украину привела неверная политика руководства. По сути, коллективный Запад не предоставляет ей помощь. Коллективный Восток либо нейтрально относится, либо осторожно поддерживает действия России. Но самое страшное, что нет единства внутри украинского общества. Это трагедия для их государства. На таком контрасте Беларусь — пример здравомыслия. Мы не допустили раскола, вовремя придушили гидру радикального национализма. Сейчас мы спокойно, в эволюционном режиме идем к переменам, которые нужны нашему обществу и в интересах нашего государства. Украина прямо противоположный пример. Мы все понимаем, что все эти годы там было «дикое поле». Несмотря на то что они пытались изображать из себя демократию, на самом деле сохраняли достаточно жесткий и репрессивный режим, подавляющий инакомыслие. Они направляли неонацистов на убийства и подавление тех, кто не согласен с проводимой политикой. И это создавало угрозу для всех окружающих. Последней каплей стало заявление Зеленского о том, что они могут создать ядерное оружие. Это переход всех красных черт. Данная угроза небезосновательна, но ее не потерпит такая держава, как Россия. Лучшее, что сейчас может сделать Украина, — прислушаться к словам нашего лидера, позвонить в Кремль и договориться о переговорах о мире. Беларусь всегда выступала за мир, мы и сейчас готовы предоставить площадку и выступить посредником в переговорах между Москвой и Киевом.

Сказать, что мы из‑за информационных атак вве­дем чрезвычайное положе­ние... Это вряд ли. Но если эта информационная атака приведет к определенным последствиям, то, безуслов­но, будут задействованы эти
факторы.


Игорь Гедич, член Совета Республики Национального собрания, полковник запаса: 

— Нас многому научил 2020 год. Мы достаточно хорошо провели работу над ошибками и сегодня можем эффективно отделять зерна от плевел. Мы знаем, откуда ведутся информационные атаки: из Польши, стран Балтии. Знаем, что идеи этих атак генерируются из‑за океана. И в этом отношении мы научились защищаться: в стране созданы институты, которые позволяют противодействовать разного рода угрозам. Да и белорусы научились дифференцировать фейки от достоверной информации. В сложившейся ситуации нам всем нужно руководствоваться советом Президента о том, что сердце должно оставаться горячим, а разум холодным. Поэтому считаю, что те вбросы и попытки нагнетания ситуации не приведут к тому, что нам придется ввести чрезвычайное положение. Но в то же время замечу, что государственные институты готовы действовать в любых условиях, поэтому гражданам можно не волноваться. А законодательная база о введении чрезвычайного и военного положений будет корректироваться и совершенствоваться. Это мировая практика всех стран, которая направлена на защиту суверенитета государства. При этом мы видим, что сегодня ведутся гибридные войны и очень важно их вовремя пресекать, дабы не допустить начало реальных боевых действий. 

demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter