Гость «СОЮЗа» — российский хореограф Наталья Москвичева

Мы с белорусами даже Мефистофеля одолели

В Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси состоялась премьера обновленной версии оперы «Фауст» Шарля Гуно. Судя по бурной реакции публики, постановка будет в репертуаре театра не один год. Своему громкому успеху «Фауст» во многом обязан главному балетмейстеру Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии Наталье Москвичевой, которую с Беларусью связывает давнее и плодо­творное сотрудничество. В постановке режиссера Анны Моторной уральский хореограф не только «прописала» все движения кордебалета, хора и солистов, но и в кратчайшие сроки поставила сложнейший балет «Вальпургиева ночь».

С режиссером Михаилом Ковальчиком Наталья Москвичева поставила «Свадьбу в Малиновке».

— Наталья, вы не впервые были в Минске. С какими белорусскими режиссерами и коллективами вам уже доводилось сотрудничать?

— В Белорусском государственном академическом музыкальном театре я ставила три спектакля: с режиссером Михаилом Ковальчиком делали «Свадьбу в Малиновке» и спектакль «Женихи», а также «Бал в «Савойе» с Анной Моторной. Сотрудничество с ней продолжилось в «Фаусте».

— Чем работа над оперной постановкой отличается от классической балетной хореографии?

— Для танцовщика, разумеется, огромная разница, танцевать в балетной труппе или мюзикле, например. Также есть разница и для балетмейстера. Сама я начинала танцевать в оперном театре. Это потом волей судьбы сложилось, что ушла в оперетту. 

Но нисколько не жалею, потому что работала в Театре оперетты Урала, в закрытом городе между Свердловском и Нижним Тагилом — то, что раньше называлось «почтовый ящик». Театр там жил хорошо и мог покупать хороших артистов. Сложилась очень сильная труппа, ставились интересные спектакли и приглашались очень серьезные режиссеры, дирижеры. У нас шли в том числе балетные постановки, и я танцевала главные партии. Что касается постановочного опыта, он у меня достаточно большой — свыше 20 лет, в основном я занимаюсь опереттами и мюзиклами. Доводилось работать и с драматическими театрами. 

— Многие идут в оперу только слушать голос, даже зажмуриваются... Вам как хореографу это не обидно?

— В «Фаусте» советую все‑таки смотреть на сцену. Это очень красивая опера, действие в постановке перенесено в Германию 1930‑х годов, а сама тема — полусказочная, таинственная. К тому же над спектаклем работал великолепный сценограф и художник по костюмам народный художник России Вячеслав Окунев. Пространство просто оживает благодаря его работе.

В «Фаусте» надо смотреть на сцену: опера очень красивая, действие перенесено в Германию 1930-х годов, а сама тема — полусказочная, таинственная.
ВЛАДИМИР ШЛАПАК

— Заядлые театралы знают, что спектакль в день премьеры и та же постановка полгода спустя — совершенно разные вещи...

— Тому есть причины. Во‑первых, артисты обживаются и успокаиваются, они перестают нервничать, какие‑то вещи приспосабливают под себя. Это плюс. Но если в театре не заведено репетировать спектакли или хотя бы проводить сверки по точкам, то спектакль начинает через какое‑то время разваливаться. У балета все четко — это строгая дисциплина, каждое утро урок, все еще по домам, а балет уже у станка. С оперной труппой обычно сложнее. Я очень надеюсь и уверена, что в Большом театре за «Фаустом» будут следить, чтобы он не рассыпался, потому что мы в него столько вложили... Этот Мефистофель из нас всю душу вытащил! Мы по скайпу с Анной Моторной работали год, рисовали схемы, что и как должно происходить на сцене, обсуждали, придумывали...

— То есть для хореографа важна еще и геометрия?

— У меня целая папка чертежей по всем номерам! Теноры идут сюда, баритоны туда, сопрано стоят здесь, вот в ту сторону пошли меццо... Чтобы указать, кому, как и куда двигаться по сцене, эту геометрию надо сначала придумать, и мы все это делали и прорабатывали совместно с режиссером. Дважды я прилетала в Минск, причем помчалась первым же рейсом, как только самолеты снова начали летать из Москвы. 

— Сложная пятиактная опера предполагает огромное количество работы для балетмейстеров, а у вас она еще и удвоилась...

— Да, изначально планировалось задействовать двух хореографов: один ставит непосредственно балет «Вальпургиева ночь», а другой балетмейстер‑постановщик занимается хором, балетом в массовых сценах, кордебалетом, солистами. Но пандемия повлияла на ситуацию, внезапно мне позвонила Анна Моторная и сказала: больше некому, нет такого человека, который был бы в материале. А я к «Вальпургиевой ночи» совсем не готовилась! И в каком‑то смысле даже хорошо, что из‑за карантина не шли репертуарные спектакли, потому что иначе мы бы не смогли в такие короткие сроки поставить этот балет. Рада, что я поработала с труппой Большого театра Беларуси по‑балетному, по‑насто­ящему. У меня были замечательные ассистенты — Анна Фокина и Антон Кравченко, чудесные ребята. Сначала я немного переживала: как меня встретят, все‑таки национальный театр, что‑то, наверное, помпезное, а меня приняли как родную. Ничего, кроме любви, я к белорусским коллегам не испытываю, большой им ­поклон.

ovsepyan@sb.by

ЧТО В ПРЕМЬЕРНОЙ АФИШЕ?

В Беларуси

Белорусских театралов в 2021 году ждет немало новых постановок. Так, в Большом театре Беларуси запланировано триумфальное возвращение оперы Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха», в Белорусском государственном молодежном театре обещают сразу две премьеры — постановку «Спасти камер‑юнкера Пушкина» по монопьесе Михаила Хейфеца, а также «6 утра. Американо» (к слову, эта пьеса молодого драматурга Влады Ольховской победила в престижном российском конкурсе «Автора — на сцену!»). Ждут зрителей и постановки, премьеры которых пришлись на финал 2020 года: в Русском театре запустили сразу два спектакля — «В омуте», поставленный и сыгранный молодыми актерами, и «Трамвай «Желание», в котором блистают Екатерина Шатрова и заслуженный артист Беларуси Сергей Чекерес.

В России

В мае Большой театр России готовит премьеру трех одноактных балетов. Они пройдут в один вечер и будут поставлены тремя молодыми российскими хореографами на музыку российских композиторов. Московский театр имени Е. Вахтангова готовит премьеру спектакля «Сказки старого Арбата», а в театре имени Маяковского начались продажи билетов на февральскую премьеру — комедию «Как важно быть серьезным». В феврале в театре им. Пушкина пройдет премьера спектакля по пьесе Евгения Гришковца «Между делом» в постановке автора. МХТ имени А. Чехова готовит премьеры спектаклей «Заговор чувств», «Месяц в деревне» и «Звезда вашего периода».

В Санкт‑Петербурге в БДТ имени Г. Товстоногова планируется премьера спектакля «Джульетта» по мотивам знаменитой пьесы Уильяма Шекспира.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter