Мы работали спокойно – без авралов и без сбоев

Председатель Госдумы России подвел итоги работы союзных парламентариев
Сергей Нарышкин, Председатель Парламентского Cобрания Союза Беларуси и России: Мы работали спокойно – без авралов и без сбоев



Сегодня в Минске состоится юбилейная 50-я сессия Парламентского Собрания. Накануне этого события ее спикер, Председатель Госдумы России подвел итоги работы союзных парламентариев. Рассказал о том, что удалось сохранить и зачем нужны мечтатели.

– Сергей Евгеньевич, можно я начну с одной вашей цитаты? «Создание Союзного государства никогда не предполагало объединения в единую страну. А те, кто говорил о таком объединении, – мечтатели. Вы и сейчас, спустя несколько лет, так считаете?

– Да, я говорил, что среди отцов – основателей союзного проекта, возможно, были мечтатели. Но иначе и быть не могло. Изначальная постановка идеальной цели помогает дать старт столь масштабным международным процессам. Без этого мы не продвинулись бы так далеко в строительстве Союзного государства. Однако при всей нынешней глубине нашей интеграции и Россия, и Беларусь сохраняют свой суверенитет.

– В этом году парламентарии вновь подняли вопрос о необходимости принять Конституционный Акт. Что мешает это сделать и будет ли Парламентское Собрание настаивать на выполнении своего предложения? Ведь это помогло бы в решении множества проблем, возникающих даже тогда, когда один и тот же термин национальные законодательства толкуют по-своему.

– Дискуссия о Конституционном Акте идет уже полтора десятка лет, и не только на площадке Парламентского Собрания. Причина известна – сама возможность разработки такого документа упомянута в Договоре о создании Союзного государства. Но даже там не предполагается, что будущий Конституционный Акт сможет полностью заменить Конституции России и Беларуси. И специально оговаривается необходимость последующего внесения изменений именно в национальные Основные Законы.

– Норма о Конституционном Акте, содержащаяся в Договоре, по сути, уже работает. Хотя бы потому, что вновь и вновь стимулирует обсуждение перспектив Союзного государства. То есть отсутствие Акта не мешает нам все эти годы продвигать союзный проект. В том числе никак не препятствует совместной работе в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. А здесь сделано немало, причем по самым разным направлениям – от обороны и безо-пасности до социальной сферы и культурного сотрудничества.

Считаю, что именно успех Союзного государства во многом предопределил и создание Евразийского экономического союза – более широкого интеграционного сообщества. Конкурентоспособность и макроэкономическая устойчивость его участников растут. А значит, у всех нас появляются новые переговорные аргументы в диалоге с другими центрами мирового экономического развития.

– Вступая четыре года назад на должность Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, вы заявили, что необходимо повысить активность Парламентского Собрания в общественном обсуждении вопросов интеграции. Удалось?

– Об этом лучше судить экспертам, журналистам и всем вашим читателям. Думаю, они выставят свои объективные оценки депутатам. Мне кажется, что все последние годы мои коллеги занимали активную позицию, поддерживали друг друга на международных площадках и старались быть в центре главных событий.

За эти четыре года случилось действительно многое. На наших глазах разворачивались глобальный экономический кризис и борьба с терроризмом в Сирии. Началось снятие санкций с Беларуси, а на Россию, наоборот, незаконные санкции наложили. Столица Беларуси, давшая название Минскому процессу, навсегда вошла в историю как место встречи лидеров «нормандской четверки». Наконец, само союзное пространство стало больше за счет территории и жителей Крыма.

– Юбилейная сессия Парламентского Собрания – хороший повод подвести итоги. И почему все-таки Парламентское Собрание, а не парламент Союзного государства? И союзного правительства фактически тоже нет. Просто встречаются премьеры двух стран и обсуждают накопившиеся вопросы…

– Частично я уже ответил. Но повторю: вопрос не в названии тех или иных органов, а в готовности работать максимально плотно и вместе, вести согласованную политику. Существующие форматы позволяют комфортно взаимодействовать как законодательной, так и исполнительной ветвям власти.

Что касается итогов межпарламентской работы и нашей 50-й сессии, отмечу, что за прошедшие годы нам удалось сохранить главное – высокопрофессиональное сотрудничество и дружескую, поистине братскую атмосферу. И работать спокойно, без авралов и безо всяких сбоев.

– В Беларуси, как и в России, в ближайшее время пройдут парламентские выборы. Парламентское Собрание наверняка в значительной степени обновится. Какие традиции нужно сберечь и что модернизировать?

– Близость выборов уже ощущается. В зале заседаний Думы видно, как накаляется политическая дискуссия между партиями, а депутаты начинают видеть друг в друге не только коллег, но и конкурентов. Однако есть целый ряд вопросов, которые были и будут объединяющими для всех нас. И развитие братских отношений с белорусами – один из самых ярких примеров. Уверен, что этот настрой сохранится, что обновленный состав гарантирует здесь преемственность.

Модернизация общей работы тоже будет происходить, ее содержательные темы подскажет сама жизнь. Наверняка будет расти и роль электронных технологий в совместном правотворчестве. Такие, казалось бы, технические задачи тоже очень важны для развития парламентаризма и Союзного государства в целом.

Николай ЕФИМОВИЧ,

Наталья ДОЛГУШИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter