Что обсуждали в Москве президенты Беларуси и России?

Мы пройдем через эти трудности

На минувшей неделе Москву с рабочим визитом посетил Президент Беларуси Александр ­Лукашенко. Его встреча с Президентом России Владимиром Путиным состоялась в Кремле и продолжалась около шести часов в открытом и закрытом форматах.

На повестке встречи стояло несколько вопросов, в числе которых значились развитие союзной интеграции и экономическое взаимодействие двух стран в условиях санкционного давления, а также ситуация в Украине.

Как отмечает пресс‑служба Президента Беларуси, одной из ключевых тем стал «ход переговоров, проходящих в Беларуси, и позиции российской и украинской сторон». Вторая часть переговоров двух президентов была посвящена актуальным вопросам двухсторонних отношений, выстраиванию взаимодействия в условиях давления Запада и США и гибридной войны, развязанной против России и Беларуси. Стороны согласовали шаги по взаимной поддержке.

В начале встречи Владимир Путин поздравил Александра ­Лукашенко с успешным проведением республиканского референдума по изменениям и дополнениям в Конституцию страны. «Прежде всего, перед тем как мы начнем разговор по сути, хотел бы вас поздравить с успешным проведением референдума, результатом которого является внесение поправок в Конституцию, — заявил глава российского государства. — Я знаю, что явка очень большая и поддержка граждан Белоруссии тоже очень солидная... Думаю, что этот политический процесс, который вы инициировали, диалог, который вы ведете с людьми, чрезвычайно важен для того, чтобы ситуация была устойчивой и стабильной. А только при такой именно стабильной устойчивой ситуации можно говорить и об экономическом развитии».

Президент России выразил уверенность, что благодаря тесному сотрудничеству России и Беларуси практически во всех сферах экономики гражданам Союзного государства удастся не только противостоять беспрецедентному давлению Запада, но и приобрести новые компетенции, найти новые точки роста:

«Как мы с вами и говорили раньше, попытки ограничить наше развитие, сдержать его, предпринимались всегда, предпринимаются и сейчас — сейчас в большем масштабе, конечно, это очевидно. Уверен, что мы пройдем через эти трудности и, наоборот, приобретем больше компетенций, больше возможностей чувствовать себя независимыми, самостоятельными, что в конечном итоге пойдет на пользу, как это было в предыдущие годы».

В ответ Президент Беларуси отметил, что Запад придерживается двуличной тактики давно, но обе наши страны научились умело с этим справляться. 

— Я вам по телефону не единожды говорил: Российская Федерация, а мы тем более, — всегда под санкциями. Сегодня они более масштабные, но мы уже к этому, простите, свинству Запада привыкли, — уточнил Александр ­Лукашенко. — Почему свинству? Потому что это все нелегитимно, как они любят говорить, это все незаконно, в нарушение всех международных соглашений и договоров, к которым и они, и мы в части каких‑то договоров присоединились. Поэтому еще раз: это просто свинство, с моей точки зрения. Я уже этого натерпелся, вы «наелись» уже. Я это к чему говорю? Я вот поднимался к вам сюда в кабинет, и журналисты издалека кричали: «Переживем санкции или не переживем?» Слушайте, сегодня не так вопрос стоит. 

Сегодня санкции для нас — это время возможностей. Я человек советский, вы из советского периода, хорошо знаете — мы всегда тогда были под санкциями и нормально жили и развивались.

Когда президенты перешли к обсуждению хода специальной военной операции в Украине, Александр ­Лукашенко сообщил, что ему было известно о том, что на Беларусь готовилось нападение, и он даже готов на карте показать планы нападения украинских военных на союзные войска.

— Они начали. А я сейчас вам покажу, откуда на Беларусь готовилось нападение. И если бы за шесть часов до операции не был нанесен превентивный удар по позициям — четыре позиции, я сейчас покажу карту, привез — они бы атаковали наши войска, Беларуси и России, которые были на учениях. Поэтому не мы развязали эту войну, у нас совесть чиста, — уточнил Александр ­Лукашенко. — Хорошо, что начали. Биологическое оружие, самые большие атомные электростанции — и все это были готовы взорвать.

Глава белорусского государства подробно остановился и на целях украинской стороны, заявив, что удар готовился не только по Донбассу, но и по Беларуси.

— И сегодня эти иностранные наемники идут вдоль границы Беларуси к Чернобыльской станции. Три момента. Они хотят перерезать пути движения российских войск, в спину ударить, как я говорил, — это первое. Второе — они хотят ударить по позициям тех войск, которые у нас остались с белорусско‑российских учений. И они не теряют надежду нас втянуть в эту бойню непосредственно, чтобы мы оголили западный участок, — резюмировал Александр ­Лукашенко, после чего обратился к Владимиру Путину с предложением: «Мы всегда помогали своим союзникам: казахам помогали, да всем. Рынок вы некоторым открыли, не буду их называть, они обижаются. Ну так нам надо как‑то собраться в ОДКБ, нам надо в ЕАЭС собраться, сплотиться вместе. Ведь все говорят о том, что нам надо вместе быть. Так давайте соберем. И поверьте, еще добавив эти рынки, мы через месяц забудем, что у нас есть санкции... Нам надо собраться в Москве за столом, сесть за стол переговоров и договориться: мы вам это продаем, вы нам — это, и выстраиваем нашу общую экономическую политику».

В ответ Владимир Путин подтвердил, что нынешняя ситуация — это «время возможностей» для укрепления в том числе экономического суверенитета обеих стран.

— Сейчас массированный удар наносится по экономике. Но практика последних лет показала, что там, где западники ввели против нас ограничения, мы приобрели новые компетенции и восстановили старые на новом технологическом уровне, — отметил российский лидер. — И это все работает. Мы, конечно, стали в этом смысле сильнее, здесь вы правы. Это как раз, так и можно сказать, время возможностей, для того чтобы двигаться в направлении укрепления своего технологического, экономического суверенитета.

В рамках обсуждения украинской темы к разговору двух лидеров был приглашен помощник Президента России Владимир Мединский, возглавляющий российскую делегацию на переговорах с Украиной. 

Об итогах переговоров и договоренностях президентов Беларуси и России позже рассказала пресс‑секретарь белорусского Президента Наталья Эйсмонт. 

— В первоочередном порядке главы государств предметно обсудили ситуацию в мире, в регионе с преломлением на Украину... По итогам было озвучено единое мнение: при желании украинской стороны конфликт можно разрешить в любой момент, — уточнила она.

Часть переговоров, по словам Натальи Эйсмонт, была посвящена «актуальным вопросам двухсторонних отношений и выстраиванию взаимодействия в связи с жестким давлением Запада и США и гибридной войной, развязанной против России и Беларуси». В результате главы государств согласовали совместные шаги по взаимной поддержке в связи с санкционным давлением, в том числе по ценам на энергоносители. 

— Затронуты были также вопросы кооперации в промышленности, сельском хозяйстве, осуществлении грузоперевозок между странами. Много внимания в ходе беседы уделили развитию военно‑промышленного комплекса и обороны Союзного государства, — уточнила пресс‑секретарь белорусского лидера. — В частности, договорились о поставках в ближайшее время Россией в Беларусь современных образцов военной техники. В свою очередь Беларусь нарастит поставки современной сельскохозяйственной, пассажирской техники и другой машиностроительной продукции. В финансовой сфере лидеры также достигли взаимовыгодных договоренностей. Хочу добавить, что, как заявил Президент Беларуси по окончании переговоров, Россия пошла на серьезнейшие и беспрецедентные шаги по поддержке экономики нашей страны. 

Ольга Герасименко

nikamir@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter