Основой аграрного экспорта наконец-то стали продукты с высокой добавленной стоимостью

Мы прирастаем по всем направлениям

УХОДЯЩАЯ неделя для агропромкомплекса стала своеобразной яркой экспортной витриной. Шесть дней шумела, переговаривалась и договаривалась «Белагро», делегации разных стран сменяли друг друга на встречах в Минсельхозпроде, приятно удивил конкретными решениями первый Белорусско-Африканский форум. Это значит: нам есть что показать, чем гордиться и о чем предметно договариваться.

Фото БЕЛТА

В СУЩНОСТИ, все это сводится к одному — увеличению экспорта продукции АПК. Именно этого не первый год требует Минсельхозпрод, ставя задачи перед производителями и переработчиками, работающими на внешних рынках. И вот на наших глазах слова превращаются в реальные дела и, главное, деньги. Начальник управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов в эксклюзивном интервью «СГ» называет основных драйверов зарубежных продаж:  некоторые виды молочной продукции, свинина, мясо птицы, колбасные изделия, готовая мясная и консервированная продукция. Последние две очень серьезно «рванули» вперед, что убедительно говорит об увеличении глубины переработки сырья нашими мясокомбинатами. Например, поставки колбасных изделий и консервированной продукции переработчики удвоили. А ведь еще несколько лет назад в нашем мясном секторе упорно увеличивались поставки за пределы страны «сырой продукции» в тушах и полутушах. Так что ушедший 2016 год и первые четыре месяца нынешнего определенно можно считать знаковыми для мясной отрасли.

 Производителям стало выгоднее продавать не сухое молоко, а продукцию с высокой добавленной стоимостью, например, цельномолочную, сыры. «Наконец-то наши переработчики сконцентрировались на производстве высококачественной, рентабельной готовой продукции, пользующейся спросом на внешних рынках, способствуя укреплению национальных брендов и повышению лояльности потребителей к нашему продовольствию за рубежом, — констатировал Алексей Богданов. — Тем не менее работы еще много: необходимо наращивать объемы переработки, расширять ассортимент, работать над маркетингом и продвижением наших товаров в торговых сетях».

А что же деньги? Экспортная выручка растет по всем направлениям: продажи мясопродуктов в денежном выражении увеличились на 11,2 процента, в целом мясопродукты — на 20,4. На свинине заработали в 3,5 раза больше, продажи мяса птицы в деньгах выросли на 12,5 процента.

Расширилась география поставок: если за четыре месяца прошлого года сельхозпроизводители продавали сельхозпродукцию и продовольствие в 47 государств, то сейчас — в 54. Причем 13 из новых стран — это те, куда в минувшем году вообще не поставляли: Гонконг, Монголия, Непал, Оман, Сирия, Египет, Кот-д’Ивуар, Панама, Македония. И это далеко не пробные партии, к примеру, в Гонконг уже поставлено субпродуктов из мяса почти на полмиллиона долларов. В Монголии на молочке и субпродуктах заработали 617 тысяч долларов. Активно пошли продажи в Сирии: только на одной отгрузке получили 678 тысяч долларов, в конце мая пошла вторая партия, поэтому экспортная выручка здесь перевалила за миллион долларов.

«Мы хотим основательно «встряхнуть» рынок СНГ в этом году, — заявил Алексей Богданов в январе. — В ценовом сегменте он достаточно привлекателен, да и работа ветеринарных служб на нем кажется нам прогнозируемой». И вот тренд четырех месяцев — расширение экспорта в страны Содружества. Много сухого молока и масла уходит в Кыргызстан, Армению, Грузию.

Последние два года именно Грузия дала самую большую динамику импорта нашего продовольствия. Страна отличается от всех наших партнеров тем, что покупает практически все.

— Сеть магазинов наших товаров растет: открыто два белорусских магазина, к концу года откроют еще столько же. Мы наблюдали, как за нашей продукцией выстраиваются очереди, — рассказывает Алексей Богданов.

— Благодаря чему сельхозэкспорт показывает постоянный рост? Это наши предприятия ранее особо не шевелились, уповая только на российский рынок? 

— Здесь сошлось несколько факторов. Мы последние три года каждый день говорим о необходимости диверсификации экспорта, повторяя старую пословицу: «Нельзя складывать яйца в одну корзину». Наконец-то это поняли и сами предприятия. Немалую роль сыграли, конечно, ограничительные меры Россельхознадзора. Но я не делал  бы акцент только на этом. Отчасти или, скажем, в том числе это сдвинуло тему с мертвой точки, и руководители областей и предприятий услышали наши слова о расширении наших экспортных горизонтов. Конечно, не все так просто. В мире по большому счету все заполнено, пустых мест нет. Выходя на новые рынки, нам приходится конкурировать не только с местным производителем, но и с транснациональными компаниями из Европейского союза, стран Океании, США. Поэтому расширить рынки можно только совместными усилиями всех заинтересованных структур, начиная от производителей и переработчиков и заканчивая государственным аппаратом, обеспечивающим беспрепятственный доступ отечественных товаров на мировые рынки. Только так, работая в команде, в одной связке, мы сможем получить достойный результат.

КОНКРЕТНЫЙ пример этому — встреча министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца и директора департамента продовольственной безопасности Агентства по национальным проектам Вооруженных сил Египта Магди Махмуда Ахмада, на которой обсуждались реальные проекты. Магди Махмуд Ахмад: «Круг интересов сотрудничества Египта в Беларуси в сфере сельского хозяйства не ограничивается только молоком и молочными продуктами. Нас интересуют проекты по поставкам говядины, мяса птицы, возведению теплиц, ирригации земель, бурению водных скважин». Кстати, есть и конкретный если не результат, то обнадеживающее начало уж точно. В Египет уже продано 100 тонн сухого цельного молока, и ассортимент поставок расширяется. «Египет — один из лидеров Африканского континента и располагает значительными финансовыми ресурсами. Мы стараемся поставить туда не только сухое цельное молоко, но и конечный продукт — сыры, масло, цельномолочную продукцию, например йогурты, — отмечает Алексей Богданов. — Для этого уже совсем скоро, в июле, рабочая группа из Беларуси отправится в Египет для продвижения перспективных задумок».

ПАКИСТАН — достаточно новая для нас тема. Тем не менее к концу года поставки сухого детского питания, по прогнозам, должны достичь 1,1 миллиона долларов. В повестке дня и сливочное масло, сыры, цельное и сгущенное молоко. Договоры не откладывают в долгий ящик — в августе запланирован Второй белорусско-пакистанский сельскохозяйственный форум, где, вероятно, будет подписана «дорожная карта» сотрудничества в АПК.

germanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter