«Мы переходим к качественно иному парламенту»

Избирательная кампания завершилась. Какой она была? Что собой представляет новый парламент? Какие условия были созданы для работы международных наблюдателей? На эти и другие вопросы отвечает председатель Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия ЕРМОШИНА.

-- Лидия Михайловна, как вы оцениваете прошедшие выборы?
-- Думаю, что они были самыми легкими, начиная с 2000 года, когда начало действовать новое законодательство. Кстати, в 2004 году мы разбирали жалобы на итоги регистрации кандидатов в депутаты в течение недели с девяти утра до девяти вечера. Сейчас этот процесс занял времени в два с половиной раза меньше. Тогда, когда участники действуют в наиболее свободных рамках, естественно, возникает гораздо меньшее напряжение и количество замечаний. Более того, могу сказать, что многие из жалоб-2008 на самом деле являются искусственными. Кандидату обидно, что проиграл, и он начинает искать виноватых.
-- Перед началом парламентской гонки казалось, что она по накалу страстей не будет уступать решающим спортивным состязаниям. Но так не произошло. Почему?
-- Полагаю, что одна из причин заключается в неожиданно малом количестве претендентов на депутатские мандаты. Институты, которые любят называться неправительственными объединениями, похоже, действуют в обществе чисто формально, коль не сумели подготовить ярких политиков.
-- Почему, на ваш взгляд, не стало заметным событием участие в избирательном марафоне бизнесменов.
-- Перерегистрация индивидуальных предпринимателей в частные предприятия с образованием юридического лица породила протестную волну в среде коммерсантов, и некоторые в этой обстановке решили выдвинуться. Центральная комиссия зарегистрировала в качестве кандидатов 27 предпринимателей. Почему они не стали открытием выборов-2008? Нужно уметь не только произносить гневные тирады. Нужен конструктив. Может быть, в 1989 году, когда мы проводили свои первые альтернативные выборы, часть политиков такого толка и была поднята на гребень власти. Но это было время, которое востребовало такие персоналии. В дальнейшем им пришлось либо учиться и превращаться, по сути, в своих антиподов -- становиться личностями весьма ответственными (политика -- это прежде всего ответственность), либо ветер грядущих перемен их смел.
-- В каких условиях действовали нынешние кандидаты?
-- Считаю, что в комфортных. Практически все желающие участвовать в избирательном марафоне были допущены к старту. И с дистанции никто снят не был. (Статистика такова: прошли регистрацию 285 человек, но на момент голосования в списках оставались 263, то есть 22 сошли.)  Кандидаты к тому же были свободны в своих выступлениях и ведении агитации.
-- Много критики звучит по поводу административного ресурса.
-- Он, безусловно, имелся. Но без него ведь выборы не проведешь. Когда говорят, что административный ресурс -- это плохо, мне всегда хочется напомнить одну простую истину: любой продукт в большом количестве -- это яд, а в дозированном -- лекарство. Административный ресурс --  стабилизирующий фактор. На общественном энтузиазме ничего не продержится более двух-трех дней. Государство полностью обеспечивало работу избиркомов, предоставляло возможность кандидатам выступать по радио и телевидению, публиковать программы в газетах, издавать листовки, выделяло места для встреч с гражданами (а порой и обеспечивало эти встречи), оборудовало участки для голосования и делало еще многое. Но, к сожалению, мы не всегда замечаем, что происходит вокруг нас. Это как кислород или вода. Пока они есть -- это кажется естественным. Так и с организацией выборов. Но за этим стоит труд огромного количества людей.
-- Как строилась работа с международными наблюдателями?
-- Им была предоставлена возможность доскональнейшим образом изучить весь избирательный процесс изнутри. Они могли присутствовать при записях телеобращений кандидатов, изготовлении их листовок и так далее.  Подобное отношение в мире не так уж и распространено. Пусть бы кто-то из зарубежных миссий нечто похожее потребовал на выборах в США.
-- Замечания ОБСЕ в основном касались того, что не была предоставлена возможность контролировать подсчет голосов.
-- Это, к сожалению, и испортило на самом последнем этапе оценку ОБСЕ. На некоторых избирательных участках наши комиссии по старинке попросили наблюдателей «присутствовать, но в сторонке». Такое требование не противоречит закону. Однако наблюдателям это не понравилось. Представители ОБСЕ заявили, что на 48 процентах участков им не были созданы надлежащие условия для контроля подсчета голосов. То есть до 20 часов 28 сентября ни у кого практически никаких замечаний не было.
-- Какой будет новая Палата представителей?
-- В ней 35 женщин. 46 человек награждены орденами и медалями, 10 -- имеют почетные звания, столько же -- ученые степени. По профессиональной принадлежности состав выглядит следующим образом: 14 экономистов, 25 -- преподавателей, 4 юриста и 14 врачей. Переизбраны 30 депутатов прошлого созыва. Представлены и две партии -- коммунистическая и аграрная.
-- Уже второй созыв избиратели предпочтение отдают учителям и медикам.
-- Это я объясняю тем, что люди данных профессий наиболее популярны в обществе. Кто вызывает меньше всего негатива у населения: тот, кто лечит и учит. В то же время в кого летят все стрелы? В того, кто наказывает либо плохо решает государственные вопросы (чиновник или сотрудник правоохранительных органов; хотя, например, прошел в парламент судья, чего давно уже не наблюдалось, --  значит, этот человек пользуется поддержкой у большинства населения). Что же касается педагогов и медработников, то те из них, кто проходит избирательное сито -- это уже в большей степени администраторы и организаторы. Так что, я думаю, они могут оценивать проблемы глобально, обладают необходимой эрудицией не только в своей области и впишутся в новую для них среду.
-- Много прошло госслужащих самого высокого ранга.
-- Да, 29 человек. Они относятся к категории элиты. У нас в третьем созыве не было депутатов, которые покинули бы такие посты, как председателя или заместителя председателя облисполкома. Сейчас же на таком уровне представлена каждая область. Даже замглавы Администрации Президента избран... Это можно трактовать и так, что мы переходим к совершенно иному качественному составу парламента.
-- А как выглядит Совет Республики?
-- В нем на данный момент (зарегистрировано 55 сенаторов, один будет доизбран в Минске и восемь -- назовет  Президент) 19 женщин, 34 сенатора награждены орденами и медалями (один Герой Беларуси), 9 имеют почетные звания, 11 -- ученую степень, 7 -- руководители местных органов власти, 26 -- директора предприятий…
-- Возрастной состав у палат парламента различается?
-- От 30 до 40 лет -- в Палате представителей 6 депутатов, а в Совете Республики -- 4. От 40 до 50 -- 23 и 12 соответственно. От 50 до 60 лет -- 73 и 33. И старше 60 -- 8 депутатов и 6 сенаторов.
-- Какие перемены могут произойти в ближайшие годы?
-- Если они и будут происходить, то в сторону образования прослойки политиков, которые станут заниматься парламентской деятельностью профессионально. В этом направлении идут наши соседи. Но здесь нужно видеть не только плюсы, но и минусы. Ведь неминуемо произойдет разрыв между обществом и депутатами. Парламентские выборы станут своеобразным шоу, которое будет развлекать людей и даст возможность им «выпустить пар» в период избирательной кампании. В финале же получится, что появится представительский орган, который не будет в полной мере отражать интересы электората. И, выступая на пленарном заседании, никто не произнесет встречающуюся у нас сегодня часто фразу: «Мои избиратели уполномочили меня». Потому что избиратели превратятся в некую усредненную массу, голосующую за партийные списки. Но, с другой стороны, элементы пропорциональной системы способствуют становлению партий. Хотя этот процесс не такой простой. Ведь любые перемены должны быть поддержаны населением.
-- Когда следующие выборы?
-- Парламентские -- не позднее 27 сентября 2012 года. Кстати, осень -- это очень удобное для всех время. Но до 2012 года пройдут и другие избирательные кампании. И здесь уже обозначаются проблемы. У нас совпадают выборы депутатов местных Советов (должны состояться не позднее 14 декабря 2010 года) и Президента (крайний срок 9 февраля 2011 года). То есть разница -- меньше двух месяцев. И нужно либо значительно растягивать по времени две избирательные кампании, либо их совмещать. Но это вопрос не для юристов, а для политологов. Какое решение наиболее разумно? Впрочем, пока мы готовимся к проведению двух сессий парламента нового созыва. На 27 октября запланировано первое заседание Палаты представителей, а на 31 октября -- Совета Республики. Эти заседания по закону открывает председатель Центризбиркома. Но как только будет избран председатель каждой палаты, я ему уступаю место. Это будет последний штрих нынешней избирательной кампании. И можно начинать готовиться к новой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter