Александр Радьков — о работе над Конституцией, войне, исторической памяти и белорусском обществе

«Мы отчетливо осознали, что могли потерять»

Бывший министр образования, некогда Первый заместитель Главы Администрации Президента и помощник Президента, в прошлом лидер «Белой Руси», профессор Александр Радьков и сегодня преданно служит Родине. Как человек с твердой позицией и огромным опытом он входил в рабочую группу по доработке проекта новой Конституции страны. В беседе с Александром Михайловичем говорим о прошедшем референдуме, переменах, современном обществе и исторической памяти.

Аксиомы приняты народом 

— Александр Михайлович, вы входили в рабочую группу по доработке проекта новой Конституции страны. Как считаете, предложения, которые белорусы поддержали на референдуме, — это и есть то поступательное движение, те перемены, которые нам были необходимы? 

— Еще в древности для изучения окружающего мира, в целом жизни люди придумали математику. С помощью математических конструкций моделируются не только физические и биологические процессы, но и отношения в обществе. Кстати, процессы развития человеческих отношений более точно описываются вероятностными закономерностями, в большей степени применимыми в квантовой, а не в классической физике. В основе математики лежит аксиоматический метод, когда из простых и понятных утверждений (аксиом, постулатов) с помощью логических правил выводят новые положения (леммы, теоремы) и тем самым развивают теорию, строят модель той или иной составляющей окружающего мира.

Конституцию страны можно, на мой взгляд, рассматривать, как свод аксиом, правил обустройства общества, жизни в отдельно взятой стране. И она, как и всякая система аксиом, должна быть полной, непротиворечивой, независимой и позволять развитие модели. Поэтому создание Конституции, внесение в нее изменений и дополнений — непростая не только политическая, но и научная задача. 

Мне раньше казалось, что сложней математики в мире ничего нет. И только в зрелом возрасте я понял, что сама жизнь значительно сложней любых математических теорий, по сути математика — только одна из составляющих окружающей нас действительности. Вот и работа над проектом новой Конституции представлялась мне и коллегам научным творчеством, очень напряженным и ответственным. 

Определенная указом Президента Конституционная комиссия выработала современное видение, предложила основной перечень постулатов Конституции, а уже рабочая группа добивалась полноты и непротиворечивости этой системы аксиом. Заседания рабочей группы напоминали мне научный семинар, все участники с горячей настойчивостью отстаивали свои позиции и предложения. Нам всем изначально было понятно, что Конституция 1996 года успешно прошла испытания временем. Она позволила нам выдержать все внутренние и внешние угрозы, укрепить все составляющие национальной безопасности, заявить о Беларуси как о полноправном и авторитетном члене мирового сообщества, создать устойчивую экономическую базу, обеспечить растущее благосостояние людей. 
Поэтому ни у кого не было сомнений, что основные позиции в обустройстве нашей страны — ее независимость, не парламентская, а президентская республика, недопущение двоевластия, достигнутая сбалансированность ветвей власти, многоукладность экономики, многовекторность внешней политики — должны остаться. 
Но время требовало и большего участия народа в развитии страны — в осмыслении наших перспектив, в привлечении к управлению, к реализации намеченных планов умных и энергичных людей из всех уголков Беларуси. И это явно проявлялось в уже ставших традиционными Всебелорусских народных собраниях. Вот определение конституционности этого народного форума и было одной из сложнейших и интереснейших задач рабочей группы. Споры и столкновения различных мнений членов рабочей группы были по многим разделам и статьям Конституции, часто не могли прийти к единому мнению. Тогда мы шли к Президенту. 

На научном семинаре важна и ответственна роль его руководителя. Он принимает окончательное решение, так как очевидно для всех лучше подготовлен и осведомлен. Мне запомнился один показательный пример. В процессе создания первого посадочного модуля на Луну Сергей Павлович Королев собрал семинар ученых-«лунников» для выяснения вопроса: поверхность спутника нашей планеты в основном твердая или покрыта толстым слоем пыли? От этого зависела конструкция модуля. Ученые в данном вопросе разделились ровно пополам. Тогда Сергей Павлович на соответствующем документе размашисто написал: «Поверхность Луны твердая!»

Кто-то из присутствующих спросил:

— А кто может за это поручиться?

Сергей Павлович ответил:

— Я!

И расписался: «Королев». И ведь оказался прав!
Вот и мы приходили к Александру Григорьевичу со своими непримиримыми мнениями. И было очевидно, что подготовлен он по всем позициям лучше, чем каждый из нас. Мало того что он принимал решение по всем спорным вопросам, но и убедительно аргументировал его. 
Ведь Александр Григорьевич, по существу, определял основные конструкции Конституции 1996 года и предметно, как Президент страны, руководствовался ими, видел, на себе чувствовал их прочность и возникающие недостатки. Такой глубокий и всесторонний подход к изучению государственных проблем со стороны Президента я увидел, еще когда работал министром образования. Он мне тогда говорил:

— Ты не сопротивляйся сразу и не спорь по поводу моих поручений. Ты их воспринимаешь только с позиций своей образовательной сферы. А я изучаю проблему со всех сторон, запрашиваю отношение к ней Правительства, Парламента, Академии наук и многих других сведущих в этом вопросе людей. Учитываю и твое мнение. И только после этого принимаю решение.

Понятно, что Конституция прописывает основные, общие законы. Они не могут удовлетворить не только в подробностях, но иногда и в общем лично каждого гражданина нашей страны. Поэтому анализ результатов всенародного обсуждения проекта Основного Закона — тоже сложнейшая научная задача. Наши соотечественники от природы интеллектуальны и хорошо образованы. Страна наша такая, живем прежде всего своим умом. Поэтому и «шерстили» проект основательно. И в целом согласились с нашими подходами. Уточнили при этом некоторые статьи социальной тематики, в частности об охране здоровья.
Основной Закон принят на референдуме. Система основных аксиом развития нашего белорусского общества определена, одобрена и принята народом.
Теперь надо ее развивать, формулировать и принимать новые законы (теоремы), находить правильные решения возникающих задач. И делать это вдумчиво, основательно, с любовью к нашей родной земле. 

Революционный угар прошел 

— Как, на ваш взгляд, изменилась Беларусь с 2020 года? Каким стало общество?

— В 2010-м мне как доверенному лицу кандидата в Президенты Александра Лукашенко предстояло выступление на митинге возле Комаровского рынка. Я приехал туда заранее и пошел вдоль агитационных пикетов всех кандидатов в Президенты. Через какое-то время заметил, что за мной увязался пожилой мужчина, дед. Он заметно прихрамывал, но не отставал, только искоса на меня поглядывал. Наконец решился приблизиться, строго спрашивает:

— Вы Радьков?

Подтверждаю:

— Да!

Он продолжает:

— Мне 84 года, я воевал во время Финской и Великой Отечественной войн, был тяжело ранен, чуть не потерял ногу. После войны восстанавливал хозяйство в стране, натерпелся и голода, и холода. При советской власти вместе со всеми старался улучшить нашу жизнь. 
Так вот передай Лукашенко, что так хорошо, как теперь, мы, белорусы, никогда не жили! Он правильно все делает, пусть и дальше так работает!
Этому ветерану войны и труда было с чем сравнивать нынешнее благосостояние наших людей. На мое поколение пришелся развал Советского Союза и последующая разруха в стране и в головах. А вот уже наши дети и внуки родились в независимой Беларуси с устойчиво развивающейся экономикой, наполненными разнообразным товаром магазинами, регулярной и неплохой зарплатой и открытыми границами.

Они уже стали сравнивать условия нашей жизни с таковыми в западных странах, будучи уверенными в том, что всего этого можно достичь какими-то реформами, причем мгновенно. Не тяжелым рутинным трудом, а несложными преобразованиями, прежде всего системы власти. И такие реформы активно, можно сказать, настырно навязывались и щедро финансировались тем же Западом. Вот некоторые и повелись в 2020 году на призывы «цветной революции», в буйном угаре забыв, чем такие революции заканчиваются. Но мы устояли. Абсолютное большинство людей не повелось на разрушительные призывы, сплотилось вокруг своего национального лидера, проявившего в это время не только мудрость руководителя страны, но и мужество настоящего мужчины, воина, вставшего на защиту своего Отечества. 
Революционный угар прошел, стало очевидно, к чему нас призывали и куда вели. Кстати, что же нам предлагали реформаторы, мы так и не поняли. Не было у них ни привлекательных политических идей, ни продуманных экономических программ. Вот это всем и стало понятно спустя довольно малое время. Мы отчетливо осознали, что могли потерять. 
Что только напряженным ежедневным трудом мы можем развивать и украшать нашу страну, улучшать жизнь каждого человека. Поэтому и над новым проектом Конституции мы работали сообща, всем народом, усердно и осмотрительно.

Мы это не забудем 

— 2022-й — Год исторической памяти. В стране делается многое, чтобы ее сохранить, продолжается расследование уголовного дела о геноциде. Что еще, на ваш взгляд, требует особого внимания?

— Моя мама встретила начало войны в деревне Вотня Быховского района 15-летней девушкой. В 16 лет ушла в партизанский отряд, оттуда — в Красную армию, дошла с фронтом до Праги, а война для нее закончилась в Маньчжурии после разгрома Квантунской армии. 

Воевал мой отец, деды и даже прадед Свирид Карпович Дергачев (бывший революционный балтийский матрос, после революции сражался с немцами и белополяками, коммунар,  был командиром партизанского отряда). В начале войны ему было уже 62 года, но он настоял на своем призыве, полковым комиссаром участвовал в боях и умер в госпитале от полученных ран. Мама рассказывала, как они с бабушкой прятали от немцев ее маленьких брата и сестру. В подполе, засыпав их картошкой и приказав молчать, ни при каких обстоятельствах не подавать ни звука! 
Деревня Красный Берег с концлагерем была через Днепр, напротив Вотни, и немцы регулярно делали облавы на детей для забора крови. Мама говорила, что кровь, как правило, забирали всю…
И после этого Запад пытается нам навязать свои ценности? Какие? Ужас от того, что они творили на нашей земле, до сих пор у нас в сознании. И мы вряд ли когда-нибудь им это простим. Я стал рассказывать, как война прошлась по нашей семье. И рассказал далеко не все! Но считаю, что наряду с государственной политикой сохранения памяти о подвиге нашего народа в годы войны, принципиального и повсеместного расследования уголовного дела о геноциде, устроенном фашистами в нашей стране, нам надо в каждой семье беречь личные истории о подвигах наших дедов и отцов. Это для белорусов близко и в целом очень сильно!

Есть у нас и чем наполнять историческую память. Например, изучением традиций бережного и разумного отношения к земле. Мало кто, например, знает, что в XVIII веке на территории Беларуси были обустроены лучшие парки Европы. А в середине XX века в ­­БССР начала развиваться электронная промышленность и мы стали выпускать первые в ­­СССР вычислительные машины определенного класса. А история земледелия, лесоводства, ткачества, создания лазеров… Мы еще толком не изучали и исторические глубины, и современность. Есть что помнить!

Кого история не учит 

— Сегодня в Европе (да и у наших соседей под боком) вновь расцветают идеи неонацизма, переписывается история, сносятся памятники и монументы. Что это? Попытки нацизма взять реванш, о которых Президент говорил 9 Мая на площади Победы?

— Национализм предельно радикален, безогляден и невменяем, а в своей крайней фашистской фазе просто жесток. Но ведь и в современном, весьма цивилизованном обществе он проявляется регулярно. Например, в прошлом веке возник и пышно расцвел в передовых европейских странах — в Италии, Испании, Германии. Видимо, он базируется на все еще присутствующих в нашей генетической памяти звериных инстинктах охраны и защиты от посягательств своего ареала, потребности в расширении собственных охотничьих угодий путем уничтожения или порабощения соседнего племени, необходимости демонстрации перед соперником своей силы и превосходства. 

И этими инстинктами умело манипулируют радикальные политики. В том числе в Украине. Как можно было доверить националистам такую богатую и красивую страну? С ярким солнцем, черноземами, теплым морем, углем и железной рудой, высокоразвитой промышленностью, умным и трудолюбивым народом? Захотелось революций, вышли на Майдан. Неужели история ничему не учит, неужели разум не поборол инстинкты? 
Революция в стране — это всегда потеря территорий! Как можно во всем полагаться на заокеанских политиков? У них сугубо свои интересы, за которые они цинично, не скрывая, воюют до последнего украинского солдата. Правительство Украины отдало на откуп Западу свою страну, привело на свою землю войну. 
Оно не справилось с задачей развития и укрепления государства, которую им поручал украинский народ, оно не защищало страну от внешних посягательств, у них не нашлось мощного, авторитетного национального лидера, вышедшего с автоматом в руках и заявившего, что будет защищать свою страну, свой народ до последней капли крови! 

Как можно было запрещать говорить на русском языке, от которого и украинский-то мало чем отличается? Как можно было отказаться от героического подвига украинского народа в борьбе с фашизмом в годы Второй мировой войны, как можно было допустить варварское и повсеместное разрушение памятников и монументов в память об этой войне, как можно было разрушить все экономические связи, отлаженно и эффективно работавшие в Советском Союзе, как можно было допустить кровавый национализм, неофашизм, разрушивший отношения между братскими народами, внутренними регионами и близкими родственниками?!

Все разрушили! В угоду кому? И еще пытаются оголтело противостоять России. Неужели непонятно им и их западным подстрекателям, что Россию нельзя поставить на колени и завоевать?! Веками это пытались — и шведы, и турки, и поляки, и французы, и немцы, и много еще кто. И что? Чем это заканчивалось?

Литва, Латвия, Эстония, Польша друг перед другом пытаются побольнее укусить и нас, и Россию. Кичатся своей независимостью, самостоятельностью. Цинично уничтожают советское прошлое, считая это годами оккупации. Какая оккупация?! 
В Советском Союзе прибалтийские страны были высокоразвитыми, свободными и хорошо обустроенными. И на нас посматривали даже с некоторым превосходством. А вот теперь они действительно оккупированы странами ­­НАТО и стоят с протянутой рукой за подачками. Какая тут независимость?!
А ведь все помыслы и желания неофашизма прозрачны! Утверждение своего превосходства за счет других народов и стран. Нельзя этого допустить, потому что это превосходство устанавливается огнем и мечом.

Происходящие на наших глазах события заставляют задуматься и над глобальными идеями развития мирового сообщества. От коммунистических идей мы отошли, пошли за либеральными, а капитализм не стесняясь полностью открыл свое звериное лицо. Какая свобода слова, какая неприкосновенность частной собственности, какой плюрализм мнений, какая свобода выбора?
Все эти так называемые и активно пропагандируемые ранее демократические ценности западные лидеры окончательно и цинично уничтожили. Так к какой цели пойдет мировое сообщество?
И есть ли такая всеобщая и преобладающая цель? А если она есть, как в нее вписаться, как найти достойное место для нашей страны в развитии мировой цивилизации? Какая здесь должна быть аксиоматика? На научных семинарах рабочей группы по подготовке проекта новой Конституции эти вопросы возникали, как без них. И мы почувствовали, что у Александра Лукашенко есть на них ответы. Но он их не спешит высказывать, он их обдумывает, взвешивает, перепроверяет. По Конституции Президент — Глава государства, и его решения очень ответственны для страны, для ее настоящего и будущего. Поэтому они будут своевременными и действенными. Так у нашего Президента было всегда! 

konoga@sb.by

ТЕМ ­­ВРЕМЕНЕМ

Заявление

Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам о недопустимости осквернения памяти воинов, освободивших Европу от фашизма

Решительно осуждаем активизировавшуюся в последнее время в ряде европейских стран кампанию по осквернению памяти воинов, освободивших Европу от фашизма. Считаем недопустимым реабилитацию идеологии нацизма и действий по осквернению памяти жертв Второй мировой войны.

Призываем все страны свято чтить память об отдавших свои жизни за освобождение Европы от фашизма и сохранять в надлежащем состоянии воинские захоронения и мемориалы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter