Мы обновляем землю. Навстречу солнцу и ветру.

Люди старшего поколения помнят, с каким вдохновением молодежь по зову Родины отправлялась покорять “вторую целину”. Масштабная мелиорация, охватившая всю страну, была ударным фронтом для многих юношей и девушек. Огромные болотные массивы превратились в колосистые нивы, цветущие сады, в стране появились новые сельхозпредприятия с комплексом производственных и социальных объектов. Со временем романтика тех дней стала забываться, а обновленным землям угрожает превращение их в прежний вид, то есть заболачивание. Чтобы этого не произошло, государство дало новый импульс развитию мелиоративной отрасли, вложив в нее немалые капиталы. Интенсивно идет обновление земель Витебской области. О том, какой вклад в преображение этого края вносят сенненские мелиораторы, наш разговор с директором ПМС Игорем АРГУТИНЫМ. Сегодня любой труженик предприятия скажет, что с приходом его на “командирский мостик” “мелиоративный корабль” из Сенно уверенно движется к намеченной цели, покоряя новые “просторы”.
— Игорь Юрьевич, видимо, и вам не забывается романтика тех исторических дней освоения “второй целины”. Как выглядят нынешний технический потенциал вашего предприятия и его возможности в сравнении с прежним?
— Прекрасно помню годы, на которые приходится расцвет мелиоративной отрасли. Государство уделяло обновлению земель большое внимание, щедро вкладывало в реализацию масштабных проектов огромные средства. Чего, например, стоил такой объект, как Витебское экспериментальное хозяйство, ставшее впоследствии крупным научным и хозяйственным центром белорусской мелиорации.
Техническая мощность Сенненской ПМК-33 той поры — не чета нынешней. Мелиораторы знают цену гусеничному богатырю
Т-130, который может лихо “исполнять роль” и корчевателя, и бульдозера. Таких тракторов-виртуозов у нас было порядка тридцати единиц. Они вместе с другой техникой творили на болотах чудеса, помогая людям строить мелиоративные каналы, ремонтировать объекты гидротехники и мелиорации, вести работы по устройству наружных и внутренних инженерных сетей и т.д.
Сейчас “лошадиные силы” нашего машинно-тракторного парка стали слабее. Сегодня у нас на вооружении всего одиннадцать тракторов Т-130. Абсолютно все из числа тех, которые обновляли землю Витебщины в далекие восьмидесятые и девяностые годы. Ни одного гусеничного трактора, ни одного экскаватора с тех пор мы не приобрели — на такую роскошь у предприятия пока нет денег. Сегодня новый Т-130 стоит 150 миллионов рублей, а экскаватор и того больше — 180 миллионов. Суммы для нас неподъемные.
Я считаю, что лучше капитально отремонтировать три старых трактора, чем приобрести один новый. В последнее время мы так и делаем. Например, отправили в капремонт в Дубровно два Т-130. Каждый обошелся в 50 миллионов рублей. Проблем с ними нет — техника работает как новая.
— Но ведь объемы мелиоративных работ с каждым годом растут, и на старом техническом багаже далеко не уедешь. Разве это не так?
— Согласен с вами. Мы не стоим на месте. Учитывая то, что в объемах работ приличную долю составляют прямые договора, нам необходимо постоянно укреплять материально-техническую базу предприятия, чтобы в срок и качественно выполнять договорные обязательства. Иначе растеряем заказчиков.
Как мы повышаем свой технический потенциал? Недавно, например, с помощью концерна приобрели “МАЗ”-трейлер, автокран, два “МТЗ-82”, машину для прокладки газопроводов, кабелей связи. Хорошим подспорьем специалистам станут современная электростанция, набор электроинструментов.
Пускаем в дело и то, что лежит под ногами. В хозяйстве, которое нам задолжало десять миллионов рублей, в металлоломе обнаружили бесхозный экскаватор. “Простив” должнику часть денег, забрали неисправную машину в свои мастерские. Вернули ей жизнь, и сейчас за рычагами ее сидит наш лучший экскаваторщик.
Вот так мало-помалу увеличиваем “лошадиные силы” машинно-тракторного парка.
— Игорь Юрьевич, за какие объекты, построенные руками ваших людей, не приходится краснеть?
— Наиболее значимый объект — реконструкция мелиоративных систем в коммунальном унитарном сельхозпредприятии имени Данукалова. Стоимость его — 430 миллионов рублей. Там мы сдали в эксплуатацию два пусковых комплекса, расположенных на 97 гектарах. Выкопали каналы, проложили дренажную сеть, построили несколько колодцев, труб-переездов. Другими словами, улучшили водно-воздушный режим многогектарного массива, что позволило предприятию создать на нем прекрасное пастбище.
Еще я назвал бы сданный нами в 2005 году крупный мелиоративный объект в СПК “Синегорское”.
— Кроме Сенненского, на карте каких еще районов появились ваши объекты?
— Вы правы, наше предприятие не ограничивается фронтом работ в одном районе. Вся жизнь мелиораторов, как вы знаете, складывается из командировок. В прошлом году наш отряд многоковшовых экскаваторов длительное время работал в Толочинском районе. На объекте “Райцы” выполнен комплекс сложных работ по реконструкции мелиоративной системы стоимостью 68 миллионов рублей.
Этот массив пересекает автомагистраль на Москву, и механизаторам, выполнявшим множество гидротехнических операций, было несподручно “перебрасывать” через нее технику. Но мехотряд, в составе которого находились весьма опытные специалисты, достойно выдержал все испытания.
— Кто был его “командиром”?
— Петр Михайлович Дернушков, один из опытнейших прорабов. Капитан, “обветренный, как скалы” (точнее о нем не скажешь), за годы работы в Сенно построил вместе с друзьями тысячи “миль” мелиоративных каналов. Такие люди, как Петр Михайлович, заслуживают всяческой похвалы.
— Как известно, мелиораторы активно участвуют в реализации программы возрождения села. Наверное, не осталось в стороне и Сенненское предприятие мелиоративных систем?
— Безусловно. В минувшем году мы участвовали в строительстве агрогородка Мошканы. Там нашими силами построено несколько водоемов, благоустроена территория вокруг торгового центра. На этот год запланировано благоустройство набережной в Ходцах. Думаю, что без нашего участия не обойдется строительство агрогородка в Богданово. Продолжим работы и в Мошканах.
Кстати, в 2005 году наше предприятие выполнило приличные объемы на строительстве водопроводов — освоено порядка 50 миллионов рублей.
— Игорь Юрьевич, вы называете работы, записанные в актив предприятия, не свойственные вашему профилю. Я имею в виду благоустройство территории, прокладку водопроводов.
— В принципе вид нашей деятельности не изменился, но из-за дефицита объема работ не отказываемся от заказов аграрников, дорожников, нефтяников, торфоразработчиков и других. Ведь надо хоть как-то деньги зарабатывать.
— Значит, мелиораторам приходится, как говорится, на ходу перестраиваться?
— Совершенно верно. 30 процентов выполняемых предприятием работ соответствуют профилю нашей деятельности. 70 процентов объемов мы вынуждены искать на стороне.
— И где же вы их находите?
— Слава богу, репутация нашего предприятия пока не померкла, и, как показывает практика, в наших услугах нуждаются многие заказчики. Нынче, к примеру, в соседнем Толочинском районе устраиваем узкоколейную железную дорогу на торфопредприятии “Усвиж-Бук”. Ответственный заказ был у нас от железнодорожников — благоустроить полосу отвода протяженностью в несколько километров. Значительные работы выполнены и на нефтепроводе “Дружба”.
Одно время нашу бригаду жизнь забрасывала в Смоленскую область, где вместе с другими организациями строила путепровод.
— Вероятно, ситуация с обеспечением объемами работы вашего предприятия в 2006 году улучшается?
— Я сказал бы, что программа на нынешний год сформирована. Нам предстоит освоить 4,2 миллиарда рублей. Это соответствует нашим возможностям. К сожалению, доля мелиоративных и эксплуатационных работ будет составлять не более 35 процентов. И все же этот факт нельзя назвать отрицательным — в конце девяностых годов мы выполняли профильную работу всего на два процента. Как видим, подвижки значительные.
— Позади первый квартал, пора подводить его итоги...
— К сожалению, нам не удалось показать то, на что способны. Все помнят крещенские морозы, захватившие и февраль. Так вот, в течение продолжительного времени они нам серьезно мешали. Как известно, все работы мелиораторов связаны с землей. В сильные морозы глубина промерзания достигла полутора метров, и эта толща оказалась не по зубам землеройным машинам. Работы на объектах пришлось приостановить. На более поздние сроки отложена реконструкция мелиоративной системы “Слободка” СПК “Белая липа”, прокладка водопровода в Рулевщине.
В итоге мы не вышли на прогнозные показатели, и упущенное придется наверстывать во втором квартале.
Профессионализм наших людей, мощности позволяют осилить эти объемы. Предстоит лишь проявить разворотливость.
— Похвально, Игорь Юрьевич, что вы участвуете в строительстве агрогородков, возрождении деревни. Видимо, этим ваша помощь селу не ограничивается? Скоро ведь весенний сев. Страда снова будет экзаменовать вас в “Белой липе”?
— Уже экзаменует. Буквально на днях командировали в деревню слесаря Василия Василенка, чтобы отремонтировать трактор “К-701”. Чуть раньше специалисты предприятия привели в порядок агрегат для измельчения и выравнивания почвы, диски. На очереди ремонт сеялки.
Словом, сельчанам грех обижаться на мелиораторов — посевная техника вовремя выйдет в поле.
— Ваши отношения с местной властью? Каковы они?
— В прошлом году районную “вертикаль” возглавил Эдуард Герасименко. Это молодой, энергичный человек. В любой ситуации разберется, строит свои отношения с руководителями на основе взаимопонимания.
— Что надо сделать, чтобы людям, работающим у вас, хотелось утром идти на работу?
— Надо создать им такие условия, чтобы труд им был в радость. Говорю это не ради красивых слов. Как руководитель, первейшим своим долгом считаю обеспечить людей работой, дать им возможность хорошо зарабатывать. Я думаю, что на свою зарплату люди не жалуются — в прошлом году в среднем за месяц она составила свыше 400 тысяч рублей. Конечно же, уровень ее в этом году мы должны поднять.
Проявляем заботу о социальной сфере. Поселок, где живут мелиораторы, получает тепло с котельной предприятия. Есть баня, два общежития. Несколько семей строят жилье, которым мы всячески помогаем. Не забываем о тех, кто отдал предприятию многие годы жизни.
— Чем сегодня озабочен руководитель Сенненского ПМС?
— Непростой вопрос... Прежде всего вопросом, где найти те объемы работ на четыре миллиарда рублей, которые предстоит освоить в этом году. Еще меня беспокоит то, что сегодня в ПМС средний возраст работников — 44 года. Как привлечь в семью мелиораторов молодежь? Я не сказал бы, что к нам не идут молодые специалисты. Вот и сегодня подал заявление паренек, которому стукнуло восемнадцать. Я не боюсь, что через два месяца он пойдет служить в армию. Важно, чтобы молодому трактористу Васе Шлыку у нас понравилось и после службы ему захотелось вернуться в коллектив.
— Как бы вы охарактеризовали свой коллектив?
— Все успехи, достигнутые предприятием, принадлежат людям, с которыми я уже не один год. Это сплоченный коллектив профессионалов, каждый — на своем месте.
— Игорь Юрьевич, скоро ваше предприятие отметит свое 55-летие. Что бы вы пожелали коллективу в связи с юбилейной датой?
— Традиционно хочу пожелать успехов в труде, чтобы не подводило здоровье, росло благополучие их семей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter