Мы — немы

Назрела проблема: надо изучать иностранные языки

Назрела проблема: надо изучать иностранные языки


Какой из учебных предметов самый сложный? Вовсе не химия и физика. И даже не высшая математика. Для школьников и студентов нет сейчас тяжелее дисциплины, чем «иняз». Языка у нас боятся даже больше, чем таблицы Менделеева, — в том числе и менеджеры в госструктурах, многие из которых по–иностранному — ни бе ни ме. Разве только со словарем... А все потому, что в школе не закладывают достаточной базы, учебные программы далеки от совершенства, в неспециализированных вузах зачастую преподавание английского и французского сводится к банальному зазубриванию тем... Все это проблемы известные, настало время не просто о них говорить, а действовать. Принимая на днях с докладом министра образования Александра Радькова, Президент потребовал активизировать работу по изучению иностранных языков в учебных заведениях. Вопрос назрел, но как его решить?


В Министерстве образования предлагают комплекс мер. Скажем, через несколько лет планируется ввести выпускной экзамен в школе по иностранному языку — в устной форме. Дадут ли на предмет больше часов? Наверняка. Ведь на факультативах, куда сейчас предлагают отправиться заинтересованным ребятам, многому не научат.


Но если возьмутся лишь за английский в школе, очевидно, это будет полумерой. Ведь именно вузовские пробелы чреваты языковой близорукостью. Как у нас построено обучение — английский в основном преподают на первом, втором, иногда третьем курсах. Потом студенты его успешно забывают. Когда приходит время распределения, молодые специалисты с трудом могут связать несколько слов. Как вариант специалисты предлагают в вузах организовать целые потоки на английском языке. Возможно, читать лекции, проводить семинары...


А пока суд да дело, школьники, студенты, недоученные молодые специалисты направляются в разнообразные центры по изучению иностранных языков. Там можно за приемлемую цену выбрать себе «языковой» пакет по вкусу: в среднем курс обучения будет стоить около миллиона. Выбор большой. Скажем, мне приглянулся пакет «английский на выживание». Не стоит пугаться — смысл в том, что преподаватели научат разговорной лексике, подскажут, как не теряться в чужой языковой среде. Почему бы не ввести такое и в школах, вузах?


— Из–за неразберихи с изучением иностранных языков клиентов у нас стало гораздо больше, — призналась академический директор одного из популярных минских учебных центров Марина Мачухова. — Приходят и дошколята, и ученики старших классов. Много тех, кто раньше учился в спецшколах. В процессе обучения делаем ставку на практику. Есть возможность сдать различные международные экзамены, получить сертификаты, которые сейчас требуют многие работодатели. А образовательной системе, наверное, пора повернуться лицом к жизни. В Германии, где часов, выделенных на изучение иностранного языка, не намного больше, но другая методика преподавания, люди почему–то разговаривают по–английски свободно.


Компетентно


Наталья Баранова, ректор Минского государственного лингвистического университета:


— Сколько раз в неделю ребенок слышит иностранную речь? Давайте посчитаем: два урока по 45 минут каждый. При этом ученик далеко не всегда говорит сам: беседуют другие дети, педагоги, звучит и родная речь. А ведь сейчас продекларированная цель изучения языка в школе — именно овладение разговорной речью. Но централизованное тестирование, являющееся единственной контрольной формой оценки, проверяет лишь владение языковыми нормами, речь оно не затрагивает вообще. Ситуацию должен исправить устный экзамен. Но считаю, школа к нему пока готова не в полной мере. Ведь после введения ЦТ многие учителя переориентировали обучение именно на подготовку к тестированию. Значит, школы должны гораздо более активно использовать факультативы. Еще одно важнейшее направление — подготовка учителей–профессионалов. Огромную надежду возлагаем на нашу систему повышения квалификации. В ней шанс для школы. Разрабатываем и методики обучения новым языкам — китайскому, арабскому, турецкому, которые очень востребованны. Что касается ситуации в вузах, то программы в них, думаю, должны быть полностью пересмотрены. Ведь нынешние планы верстались под двенадцатилетку. То же самое с лекциями на английском. Пока ни студенты, ни преподаватели к ним не готовы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Ihar Melnikau, Минск
Ну, наконец то. Проблема действительно очень актуальная, и не зря о ней на встрече с представителями наших дипмиссий говорил Президент. <br /><br />Иностранный язык сегодня - это возможность эффективно работать для себя и для страны. Сколько раз приходилось краснеть за наших госчиновников, ученых, когда они приезжая на какой-то международный саммит или конференцию без переводчика шага вступить не могли. Какие тут могут быть переговоры? Какие деловые встречи, если белорусская сторона не может говорить с иностранцами на их языке.<br /><br />Но так было. А теперь, уверен, будет по-иному. Уверен, что ситуацию удастся изменить в лучшую сторону увеличением количества часов иностранного языка в вузах, прежде всего, на не профильных специальностях. Вспоминаю свои студенческие годы. Я закончил истфак БГПУ, и на нашем факультете было три специальности: история и иностранные языки, история социально-политические дисциплины и история и религиоведение. Так вот на двух последних изучение иностранного языка прекращалось экзаменом в конце первого курса. И все! Ребята забывали все свои знания уже к концу третьего курса, а к выпуску и двух фраз не могли связать. Это не правильно. Количество часов на не профильных специальностях также должно быть достаточным для того, чтобы выпускник был подготовлен в языковом плане.<br /><br />И почему только английский язык? Да, это язык международного общения, но не меньшее значение имеет немецкий и французский языки. Евросоюз - важный экономический партнер Беларуси и нашим специалистам нужно знать основные языки, на которых говорят там люди. А почему бы не расширить изучение польского языка? В Минске, слава Богу, есть польский институт, но о его работе знают только увлеченные польской проблематикой люди. А стоило бы нашим вузам расширить работу с этим учреждением.<br /><br />И наконец, о школах. Туда нужно по чаще приглашать иностранцев - носителей языка. Дети с детства должны приучатся к языковой практике на серьезном уровне. Тогда в более старше возрасте им будет легче привыкнуть к иностранным наречиям.
Яна
С языками в школе сплошная неразбериха. Пошла моя дочка в первый класс. Начала изучать иностранный язык. Потом мы переехали жить в другой район Минска и соответственно с 5-го класса дочь стала посещать другую школу. А там английский язык в 5-м классе дети только начали изучать. Хорошо что на выбор был еще и немецкий. На семейном совете решили, что английский будем продолжать изучать на курсах. А немецкий в школе. Ну правда, не начинать же все сначала. А теперь что? Что-то я не совсем понимаю. В школах будут больше уделять вниманию изучения только английского языка. Или вообще - иностранного?<br /><br />Да и кто его будет преподавать. Учителя на языковых курсах периодически выезжают за границу, общаются с носителями языка. А учителя в школах? Наша школьная учительница преподает немецкий без малого уже 30 лет. А о Германии только мечтает...
Александр
Пока у нас не появится необходимость общаться с заграницей, то любое изучение иностранного - деньги на ветер. В этом плане должна быть солидная мотивация. А для одной заграничной командировки изучать иностранный не имеет смысла. Н себе проверено - даже при хорошем подходе к изучение иностраного без необходимости постоянно им пользоваться результатов не принесет...
Рита
На электронную почту нашего предприятия постоянно приходит большое количество писем на английском языке. Многие из них конечно спам. Но встречаются и письма с серьезными коммерческими предложениями. Однако, чтобы разобраться в том, что есть что, у меня уходит уйма времени. Английский учила в школе, потом в университете. Казалось, неплохо знаю. Но когда это было. Нынешних знаний хватает разве что для заграничных поездок на отдых. Слышала, что в некоторых организациях сотрудников направляют на обучение на курсы иностранных языков. Хорошо бы, чтобы такие курсы за счет средств предприятий организовали для всех желающих
лена
все это одни разговоры, опять министерские чиновники создадут видимость работы, потратится куча денег народных, а результата не будет.
Сергей
А 2 года назад, когда разгоняли спецклассы и убирали почти 30% часов этой проблемы не было? Кто персонально ответит за ту кампанию? Уж не Радьков ли сам тогда уволил сотни преподавателей-лингвистов?
Антось
"Школы не обладают должной базой..."<br /><br />Как говорят в Сети - плачю...<br /><br />Вы бывали в каком-нибудь Погорелом, где вот уже 15 лет одна и та же "англичанка" преподает "английский" язык? Это бедное дитя поступает в вуз, и ему приходится учить инязык сызнова...
Антось
Рита, для подобных писем существует ныне достаточное количество электронных переводчиков on-line. Спустя 5 секунд Вы будете иметь перед глазами русский перевод. Качественный, ибо работает переводчик-редактор, Promt, например...
Татьяна
Добавим еще часов по иностранным языкам в школе- увеличится нагрузка на ребенка. Какие часы уберем?<br /><br />Хочется чего-то взвешенного, обдуманного.
Ihar Melnikau, Минск
У нас давно появилась необходимость общаться с заграницей. Университеты и институты имеют контакты с коллегами за границей. Бизнес и госкомпании тоже постепенно расширяют круг контактов. Нас ждут. Пока ждут. Сидеть не надо на месте. Нужно развиваться.
АЮВ
Проблема поднятая корреспонтентом надуманная. Что есть язык? Средство общения. И ничего больше! Важно одному человеку понять другого человека. О чем вы говорите? Если хотите знать язык - это одно. Если хотите понять и договориться - это другое. Знание языка в этом случае не нужно. Нужен переводчик. А в столичном городе Минске переводчик с красным дипломом нужен выносить горшки в яслях. Или это не статья в "СБ"? Так мы друг-друга не не поймём. Только на уровне горшков. У моего приятеля дочь постоянно выезжает за рубеж с группами детей. Общается с носителями языка. Превосходно владеет тремя европейскими языками. В областном городе обошла и обзвонила десятки фирм и предприятий. Не нужен им работник даже для ответов на иностранную речь по телефону. Лучше бросать в страхе трубку. Работа в школе её не устраивает. И за рубеж выезжает вынуждено. В школе теряет за год квалификацию. Это об образовании и обучении иностранному языку. Учитель должен ориентироваться на среднего и ниже. В результате деградация. Мой сын закончил языковую школу. В школе ещё ездил на практику за рубеж. Учился несколько месяцев в "их" школах вместе с носителями. В ВУЗ поступил на экономиста. Т.к. перспектива стать учителем его не прельщала. Не о том. Преподаватель языка в ВУЗе (не в школе!) постоянно обращалась к нему по вопросам перевода тех или иных статей в иножурналах и СМИ. О каком преподавании языка речь? Преподаватель ВУЗа, закончив языковое отделение, не знает предмет в объеме средней спецшколы с углубленным изучением языка. Позор джунглям!
Даша Рудковская, ученица
<p>Интересно а у школьников кто-нибудь спросил? </p><p>Согласна изучать ин.яз надо, но как быть с тем что помимо ин.яза надо сдать математику, русский или белорусский. Это школьные экзамены. А как же ЦТ? К примеру я хочу стать врачом. Для этого мне нужно сдать химию, биологию, русский или белорусский. И экзамены в школе. Изучать ин.яз нужно, но только тем кому он в будущей профессии потребуется! Давайте брать пример с Запада. Там за два года до конца обучения школьники определяются с будущей профессией и целенаправленно идут к ней. Они изучают только те предметы которые им потребуются! Ничего лишнего. Поэтому там отличные специалисты.</p>
Света_Ученица.
Интересно, а что они собираются сделать для того, чтобы в школах улучшилось преподавание иностранных языков??? На данный момент в школах учебников не хватает, по ним мы не занимаемся, дают всего 20 штук на параллель!!! К учителям тоже у всех претензии, мол, преподает язык ,а в Великобритании не была... Но ведь государство не дает возможножности учителям повысить квалификацию путем погружения в среду языка! Средняя зарплата учителя составляет 700 000 белорусских рублей. Ну как за такие деньги можно хотя бы мечтать о загранице??? <br /><br />Сейчас английский считается международным языком, объединяющим все народы. При устройстве на работу специалиста любой профессии всегда уточняют знание иностранных языков. Поэтому английский становится все более и более важным. язык невозможно выучить в школе. Основное, что все считают знанием этого языка - это умение ГОВОРИТЬ. а как научиься говорить, если в классе сидит 15-16 человек, и каждый за 45 минут должен высказаться!!! Причем не все педагоги стараются научить ребенка разговаривать. Многие, следуя программе, читают тексты, разбирают грамматический материал, и все тому подобное. Из личного опыта могу сказать, что просто говорили на уроках иностранного буквально пару раз в году, на тематических контролях.
I.M.
Для того, чтобы знать язык, не обязательно ездить в страну изучаемого языка. Можно просто повышать свой уровень с помощью общения с носителями языка у себя на родине. У нас в свое время в университете преподавали американцы, и мы по максимуму использовали возможность пообщаться с ними просто, как говориться, "за жизнь".<br /><br />И это работает. Активный контакт с носителем языка помогает держать этот самый язык в надлежащем уровне. И не надо говорить, что иностранцев трудно найти. Можно, всегда и везде. Многие языковые курсы приглашают иностранных преподавателей, да и просто людей, чтобы те "по душам" поговорили с курсантами.<br /><br />В школах нужно увеличивать количество часов ин. языка. Это аксиома. А что касается учебников, то хорошие книги есть, а то, что они до школ не доходят - это вопрос к минобру. Пускай разбираются.
Н. Козлович
Вот вы пишете, что "Важно одному человеку понять другого человека". А я вашу риторику, к сожалению, не понял. Хоть и по-русски вы пытались ее изложить. Все же: есть проблема или нет? Надумана она или стоит браться в том числе и за качество преподавания, повышать уровень педагогов, о чем говорит госпожа ректор МГЛУ? Или - бесполезно?( все равно страна плохая, школы никчемные, чиновники глупые и т.д)
ARUS
Идея о необходимости изучения иностранных языков -- это очередное шарахание из стороны в сторону. В свое время хотели быть с Европой, пытались состыковать нашу систему образования с мировой. Потом, видимо, испугались утечки мозгов и поверули реформу вспять. Жертвами необдуманых действий стали ученики и преподаватели. Количество часов в школе на изучение иностанного также, думаю, ограничивали из-за опасений утечки мозгов. Теперь же -- да здравствует иностранный язык! Означает ли это, что всле за этим -- очередные новации в системе образования?
Алиса
Я думаю, что к моему мнению по поводу изучения иностранных языков в школе присоединятся многие мои коллеги. Как можно научить ребенка говорить на иностранном языке, если, порой, нет самого элементарного. В прошлом учебном году в инструктивно-методическом письме был рекомендован хоть какой-никакой учебник для гимназии по немецкому языку. А в этом учебном году даже и таковых не порекомендовали. Да и в программе по иностранным языкам одни сферы предметно-тематического общения, а в рекомендованных учебниках их нет. Вот и приходится с миру по нитке собирать. Возможно, мои столичные коллеги найдут проблему надуманной. Так ведь это в столице, где, в прямом смысле слова, можно упасть и от обилия литературы в книжных лавках, и от оснащенности многих кабинетов иностранного языка. А что делать учителю из провинции, если у него один, соответствующий программе учебник, на 8-12 человек. Да, в современном мире оргтехники сделать ксерокопию не проблема, но вот только за свои собственные деньги - это очень накладно!!! Вот и уходит ползарплаты на бумагу и ксерокс. А еще прибавить сюда тесты и карточки, которые можно распечатаь на собственном компьютере. Уже, вроде как, дешевле. Я понимаю детей, которым выдается по 4-5 учебников разных классов, потому как там можно найти указанные в программе темы и спасти положение. Ведь не будешь же конспектировать тексты для чтения. Это уже и з области абсурда. Мы равняемся на Германию, хотя я всегда гордилась уровнем и качеством именно нашего образования, а не немецкого. Но ведь там учитель приходит на урок и работает! Он обеспечен учебным материалом на все 100 % и не ломает голову над тем, где бы найти хороший материал, чтобы дать качественное образование. Возможно, некоторые скажут, и что она так душу рвет, но если мы любим свою Родину, то должны постоянно думать о качестве выполняемых нами работ, чтобы потом никто не смог бросить в тебя камень! И еще один вопрос, который не оставил меня равнодушным. Почему мы должны изучать в школах только английский язык? Почему он постепенно вытесняет все остальные?! Я понимаю, что это - язык международного общения, но мы ведь в Европе живем, а там сто миллионов человек говорит по-немецки! Возникает при этом резонный вопрос: а куда "немцам" деваться, если у всех повальная истерия по поводу английского языка. Обидно становится за язык Гёте и Шиллера, Эйнштейна и Ремарка! Я полностью согласна с тем, что нужно в корне менять языковую ситуацию в респубнике, но только постараться это сделать "малой кровью".<br /> <br />
P.S. Я понимаю, что такое мнение не подлежит печати, но я благодарна любимой газете, хотя бы за возможность высказаться.
Ihar Melnikau, Минск
Кто ищет, тот всегда найдет. Значит, дочь вашего приятеля плохо ищет. Или уровень ее знаний...но не будем о плохом. <br /><br />С преподавателями у нас действительно случаются проблемы. Есть случайные люди в этой сфере, но я опять же вернусь к своему собственному опыту. Общеуниверситетская кафедра иностранных языков в БГПУ и кафедра иностранных языков на истфаке этого же университета по уровню преподавания может многим зарубежным вузам дать фору. Учат и готовят у нас очень хорошо. И подтверждено это практикой. Мои сокурсники сейчас работают на очень хороших местах в Беларуси и за рубежом. В общем. Знание иностранного языка - неотъемлемая часть высокообразованной личности. И, добавлю, успешной личности.
АЮВ
Кто как учит? Это конечно одна сторона. Кто как учится это другая. Есть хорошая русская пословица : "Вв туалет захочешь - штаны снимешь". Если нет желания обе эти стороны бесполезны. Кто как ищет? Ihar проведите эксперимент: ходить по предприятиям сложно. Читать рекламки тоже нужно время. Тем более это не Ваша проблема. Снимите трубку (потратьте3 минуты). Позвоните в службу занятости своего города и предложите услуги переводчика. Я тоже не поверил. Моей квалификацией, что бы дать отлуп даже не поинтересовались. Вакансий нет - понимаю. Заняты квалифицированнми людьми. Нет ни одной!!! ЗАЯВКИ. Не собираются у нас в городе работать с заграницей. Уверен в Вашем городе тоже. Не нужен нам берег турецкий.... и Африка нам
Кисляк Людмила
Работаю в одной из лучших школ республики, теперь уже СОШ №7 г. Бреста, а совсем недавно она была спецшколой с углубленным изучением немецкого языка. Пока еще у нас работает преподаватель из Германии. Дети успешно сдают экзамены на "шпрахдиплом", что позволяет впоследствии учиться и работать в Германии. В прошлом учебном году заняли 4 места на республике по языку. В школе за много лет создали усилиями учителей, родителей и партнеров из Германии хорошую учебную базу. Но с прошлого года количество часов сократили, добавили факультативами, а их по инструкции можно ставить до или после занятий. Естественно, качество страдает. У учителей расписание с большим количеством "форточек", при нашей-то зарплате. А сейчас - новое известие: класс будет делиться не на 3 группы, а на 2, а если менее 24 человек, то вообще работать с одним учителем. Неужели, это к лучшему? Обидно за такую школу. Я сама в ней училась. А теперь за пару лет, если не вернуть школе статус, можно лишиться того, что с таким трудом создавалось столькими покалениями учителей и родителей.
Нина
by the way, Антось-------prompt---подсказка
Нина
Что бы детям легче было изучать инностранный (все равно какой-нем,англ,китайский...) этому нужно учить с детского садика. Существует огромадное колличество детских стишков и песенок , ведь англичане ( и другие) тоже читают своим детям стишки про Машу и мячик.<br /><br />Разговорный язык надо начинать с этого.
Всеволод - Л.Кисляк
"...Дети успешно сдают экзамены на "шпрахдиплом", что позволяет впоследствии учиться и работать в Германии..."<br /> <br />
Вроде вашим президентом вопрос был поставлен о подготовке работников для Вашей страны, или немцам помочь важнее?
Валерий РБ.
Особую роль во взаимоотношениях с нашей страной проявляет Германская группа.Так было , так будет.Сотрудничество состоит во взаимопонимании.<br /> <br />
Учителя иностранных языков по праву должны получать зарплату,а получают крохи.Молодые специалисты---это скорее организмы для выживания в чуждой среде.<br /> <br />
Китайцы.Недавно самая отсталая нация из древних цивилизаций которую загнобили шизофренизмы просто за полвека. Китай отошёл от хомута и теперь претендует на мировое лидерство.Германия до них очень далеко, поэтому, норма для них--английский.<br /> <br />
ВЫВОД..............
Питерский белорус
Белорусские дети, думаю, не глупее финских, которые на английском по окончании школы говорят свободно практические все - и отличники, и двоечники. В Хельсинки бомжи по-английски и то изъясняются.<br /><br />В Европе школьным учителем иностранного языка имеет право работать специалист, в обязательном порядке прошедший стажировку в стране этого языка. Вот с этого можно было бы и начать. Чтобы ВСЕ учителя иностранных языков в разумные сроки побывали в "своих" странах. Эффект будет очевиден.
Нина
Да , наши дети талантливы согласна . Им нужен материал и они его усвоят.<br /> <br />
1. Вопрос в том как подготовить хорошего учителя? <br /> <br />
2.Стажировки эти хорошо.Вопрос в том кто их организует и кто за это будет платить?
Нина
Экономическое сотрудничество строится на экономических выгодах для обоих партнеров, но незабывайте человеческй фактор. Что бы было понятно обьясню просто. Ты продаешь спелые хорошие яблоки по недорогой цене... но... ты мне несимпатичен----вывод---я некуплю яблоки у тебя. Я куплю яблоки у продавца который мне симпатичен. вежлив. Этот фактор играет огромную роль везде и во всем. Так две школы , одна в Бресте вторая в Германии нашли друг друга-- от этого сотрудничества выигрывали две страны. Даже если кто-то и остался там работать --это плюс нашей стране.<br /><br />Несколько лет назад я была в командировке во Франции мы остановились во французской гостиннице. Вечер провели в компании французов.Они спросили откуда мы. Мы ответили что мы из Беларусии. Они спросили --- А где это?? Представляете простое население многих стран не знает ничего о нас. Так чтро пусть едут наши студенты заребеж- пусть приезжают иностранцы жить к нам-это хорошо для всех.
Дмитрий Бобруйск
Изучение ин. языков сводится у нас к простой формальности. Пример?<br /><br />Мой сын в этом году поступил в Механико-технологический техникум в Бобруйске. Там кроме английского никакого другого ин. языка не предусмотрено. Дети, изучавшие в школе тот же немецкий, с азов вынуждены осваивать язык, о котором до 16-17-летнего возраста понятия не имели и который вряд ли усвоят даже на минимальном уровне, хотя в школе на них были потрачены государством солидные средства на изучение немецкого, испанского, французского. Всё ушло в "пшик"...
Школьничег
Могу сказать точно, что ничего у нашего министерства не получиться, ибо работать они не умеют. В начале надо думать, а потом делать. Вот когда научитесь так работать, тогда и будем разговаривать.
Дмитрий
Читая ваше сообщение, хочется уронить горькую слезу или забиться в истерике. Ай-ай! Бедный ребенок, вынужден выучить два языка, какой ужас! С таким родительским отношением ему лучше вообще ничего не учить. Ведь Вы же сами его демотивируете к изучению языков. Порадовались бы что он два языка имеет возможность познать. <br /> <br />
Вообще в ответах просматривается тон, что какие мы бедные-несчастные, ах не дают нам учить языки. А потом еще и работу на блюдечке не предлагают с этими языками. Я обучаю иностранным языкам около 15 лет и могу только сказать, что кто хочет знать язык, тому ничто не помешает. А кто не хочет, то тому все наперекор: и Министерство, и звезды, и все что угодно. Идеальных условий для изучения языка не бывает.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?