Мы не такие богатые, чтобы греть небеса

Специалисты: За 10 лет импорт газа можно сократить на 5 млрд кубометров

По какому пути пойдет энергетика?

Научно-производственный центр промышленной энергетики и автоматизации, представивший на недавней минской выставке по энергосбережению свои услуги по внедрению компактных когенерационных энергетических установок и комплексов, возможно, не привлек бы к себе мое внимание, если бы не его ведомственная принадлежность. Центр оказался подразделением Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники! Поэтому первый вопрос, который я задал его директору кандидату технических наук Александру Якубенко, был «не по существу». Я спросил: «А почему промышленной энергетикой занялся БГУИР, готовящий специалистов совсем другого профиля?»

Как оказалось, вопрос был более чем по существу, так как сразу же вывел на болевую точку. Да, университетское подразделение, успешно освоившее новую сферу деятельности, занялось вроде бы не своим делом. Но этим делом, то есть комплексным решением проблем при создании когенерационных энерготехнологических систем, включая проектирование, изготовление вспомогательного оборудования и пусконаладку, никто и не занимался – ни вузы, ни отраслевые предприятия. Специалисты научно-производственного центра просто вовремя сориентировались и заняли пустующую нишу, поскольку увидели, что структуры, отвечающие за развитие традиционной энергетики, должным образом не реагируют на потребности промышленных предприятий снизить расходы на теплоэнергетическое обеспечение производства. Более того, практика показывала, что попытки предприятий обзавестись собственными, крайне выгодными для них энергоисточниками, наталкиваются на сопротивление большой энергетики, для которой потеря крупного потребителя чревата снижением и без того невысокой своей эффективности.

— Прежде всего хочу пояснить, что такое когенерация, — говорит Александр Якубенко. — Это одновременное производство электрической и тепловой энергии одной установкой, например, газомоторным агрегатом, который монтируется там, где энергия требуется – на предприятиях, в жилых массивах. Он обеспечивает коэффициент использования топлива от 85 до 100 процентов, тогда как традиционные конденсационные паровые электростанции имеют этот показатель в лучшем случае 38 процентов, а ТЭЦ – примерно 70 процентов. Но при централизованном производстве электроэнергии и тепла их нужно еще доставить потребителю, а это дополнительные потери соответственно 11 и 10 процентов. В итоге половину потребляемого топлива большая энергетика попросту выбрасывает в трубу, попутно отравляя окружающую среду. И чем больше будет дорожать природный газ, тем более весомыми будут аргументы в пользу распределенной когенерационной энергетики. Наш центр выступал генподрядчиком при оснащении такими установками Минского завода строительных материалов, Борисовского завода автотракторных агрегатов, Речицкой ТЭЦ на попутном газе, Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов, других объектов, поэтому информацию об эффективности когенерационной энергетики мы черпаем не только из литературных источников. Подсчитано, что себестоимость производства электроэнергии на малых установках в 3–4 раза ниже, чем тарифы в традиционной паровой энергетике, а тепловой – в 1,5–2 раза. Срок окупаемости инвестиций в такое строительство составляет 1,5—4 года, а время, необходимое на сооружение объекта – от 4 месяцев до 1 года.

Сразу же возникает вопрос: а почему раньше энергетика не пошла по такому пути? Пыталась. Еще в середине прошлого века. Но хорошее начинание стало жертвой дешевых нефти и газа. К тому же в те времена оборудование требовало постоянного квалифицированного обслуживания, тогда как сегодня компьютерные технологии сделали такие объекты практически безлюдными.

Конечно, энергетика – отрасль консервативная, и не только у нас, поэтому в одночасье все изменить в ней нельзя. Но стремиться к обновлению нужно, считают ученые. Во всех развитых странах осуществляется активная государственная поддержка развития нового направления. В США, например, в 2000 году принята специальная национальная программа, в соответствии с которой за 10 лет должно быть введено 46 ГВт электрической мощности распределенных когенерационных энергоисточников. Огромное внимание проблеме уделяется в Евросоюзе. Мощности мини-ТЭЦ с 2000-го по 2010 год там удвоятся с 74 до 135 ГВт и утроятся к 2020 году до 195 ГВт.

— Что же касается нашей страны, — говорит заведующий сектором технологических энергогенерирующих установок ОАО «Белгорхимпром» Валерий Судиловский, — то в соответствии с Государственной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006—2010 годах, в Беларуси планируется ввод объектов промышленной энергетики электрической мощностью всего 460 МВт. Республиканской программой по преобразованию котельных в мини-ТЭЦ на 2007—2010 годы планируется ввод когенерационных установок суммарной электрической мощностью только 125,2 МВт, что крайне мало.

Специалисты считают, что в нынешнем десятилетии с помощью новых энергетических технологий можно было бы на 5 миллиардов кубометров сократить импорт природного газа в год и на 7,5 мегатонны в год уменьшить выбросы парникового газа. Развитие когенерации – это потенциальное вложение в ближайшее время в экономику Беларуси 3—4 млрд. долларов, что только за счет сокращения закупок газа будет приносить стране экономию от 1 до 1,5 млрд. долларов в год при цене газа от 200 до 300 долларов за тысячу кубометров. Причем большинство этих инвестиций может быть получено за счет кредитов европейских банков под закупку европейского оборудования.

По экспертным оценкам, на 60–70 процентах теплогенерирующих мощностей действующих предприятий, котельных ЖКХ и «Белэнерго» могут быть установлены когенерационные энергоисточники суммарной электрической мощностью 3,0–3,5 ГВт с объемом годовой выработки электроэнергии, достигающим существующего объема выработки на предприятиях «Белэнерго». Ввод в течение нескольких лет хотя бы части этих мощностей позволит заметно ослабить удар по нашей экономике, вызванный ростом цен на природный газ.

— Развитие распределенной энергетики – задача национального масштаба, — считает Александр Якубенко. – Интенсивное строительство когенерационных энерготехнологических комплексов крайне выгодно и необходимо и для страны, и для отдельного предприятия, для каждого жителя Беларуси. Одним из основных факторов, определяющих темпы решения этой задачи, является недостаток квалифицированных сил, способных в короткие сроки качественно обеспечить проектирование, строительство и ввод энерготехнологических комплексов. В этой связи целесообразно создание межотраслевых центров и даже национального центра развития промышленной энергетики, которые смогут комплексно, как это освоил наш НПЦ, решать вопросы создания энерготехнологических объектов. Государственная поддержка при формировании таких компактных коллективов может заключаться в минимальных финансовых вложениях и обеспечении организационных условий для работы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter