Мы — не просители. Как расширение ЕС повлияет на белорусский экспорт в европейские страны

1 мая произошло самое масштабное расширение Евросоюза: его членами сразу стали десять стран. В том числе Польша, Литва и Латвия — наши соседи. Президент Александр Лукашенко в Послании парламенту и белорусскому народу подчеркнул, что с объединенной Европой мы должны иметь не просто хорошие, а очень хорошие отношения. Заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Михневич в беседе с корреспондентом «Р» размышляет о проблемах белорусского экспорта, которые могут возникнуть в складывающейся ситуации. О том, что конкретно предпринимает МИД по смягчению возможных негативных последствий, как наши предложения принимаются Евросоюзом и так далее.
— Александр Юрьевич, давайте проанализируем наиболее важные позиции белорусского экспорта в страны ЕС. Что здесь хорошо, что плохо? — Начнем с химической продукции. Существенным фактором, сдерживающим развитие ее поставок в страны — члены Евросоюза, являются антидемпинговые санкции. Сейчас эти меры применяются в отношении пяти товарных позиций: хлорида калия, полиэфирных волокон и жгута, карбамидно-аммиачной смеси и карбамида. Их производят соответственно «Беларуськалий», могилевское «Химволокно» и гродненский «Азот». Чтобы не утомлять читателя, не буду подробно останавливаться на всех антидемпинговых перипетиях, тем более что они начались еще в 1992 году. Но все это время постпредство при ЕС, МИД и наши предприятия-экспортеры ведут работу по защите и лоббированию интересов белорусских производителей. Чего же удалось добиться? Отменен сбор в размере разницы между минимальной ценой и ценой поставки белорусского хлорида калия в страны ЕС. Однако в силе оставлены антидемпинговые пошлины в размере от 19,51 до 48,19 евро за тонну в зависимости от содержания хлорида калия в готовом продукте. Вновь принятые меры менее жесткие, но все еще существенно затрудняют доступ этой продукции на рынок ЕС. Нам удалось не допустить введения Евросоюзом в 2000 году антидемпинговой пошлины в размере 27,45 евро за тонну в отношении белорусской карбамидно-аммиачной селитры. Также добились некоторого снижения размера постоянной пошлины (17,86 евро за тонну) по сравнению с временной пошлиной (18,02 за тонну). На аналогичную продукцию из России и Украины ЕС установил антидемпинговые пошлины соответственно в 20,11 и 26,17 евро за тонну. В 2002 году для Беларуси была установлена самая низкая антидемпинговая пошлина на наш карбамид. Это позволило сохранить объемы поставок данной продукции из нашей республики на рынок ЕС. — И каково сейчас нашей химической продукции на рынках этих стран? — На рынках новых членов ЕС она пользуется неизменным спросом. «Беларуськалий» ежегодно поставляет туда до 700 тысяч тонн хлористого калия. Мы обеспечиваем до 30 процентов потребностей стран Балтии в полиэфирных волокнах. Еще – полную потребность Литвы и до 90 процентов потребностей Польши в хлориде калия, являющемся сырьем для производства сложных калийных удобрений. Поэтому только из-за антидемпинговых мер потери Беларуси на европейском рынке, связанные с прекращением поставок продукции, могли бы составить около 100 миллионов долларов в год. В то же время удорожание и дефицит белорусского хлорида калия на рынках новых членов ЕС негативно отразятся на развитии их сельского хозяйства. Это повлечет снижение конкурентоспособности польских и литовских предприятий—производителей сложных удобрений. Компенсировать этот дефицит наши торговые партнеры будут не в состоянии. Ведь адекватной альтернативы белорусским поставщикам на сегодня нет. Производственные мощности основного белорусского конкурента – германской калийной компании «Kali & Salz» — уже сейчас загружены почти на сто процентов. А цены на хлорид калия на рынке ЕС объективно выше. Какой же здесь единственный разумный выход из ситуации? Предоставить странам, вступившим 1 мая в ЕС, своего рода тарифную квоту, на которую антидемпинговые меры не распространялись бы. И Евросоюз под воздействием как наших аргументов, так и требований импортеров из новых стран ЕС был вынужден пойти на принятие такого решения в отношении хлорида калия. — Перейдем, Александр Юрьевич, ко второй по объему группе товаров, которые Беларусь поставляет в страны ЕС. Это текстиль и одежда. Какова здесь ситуация? — Доля текстиля в общем экспорте республики в ЕС составляет свыше 12 процентов. Из существующих 161 категории текстильных изделий ограничения для нас установлены по 34. Естественно, это не позволяет нам полностью загрузить имеющиеся мощности текстильных предприятий. Начиная с 1993 года торговля данными товарами между Беларусью и Евросоюзом регулируется специальным соглашением. Оно позволяет поставлять в страны — члены ЕС только определенное количество белорусских товаров. Среди вступивших 1 мая в Евросоюз стран основными импортерами текстильных изделий и одежды являются Латвия, Литва, Польша, Словакия, Чехия и Эстония. Если Евросоюз не изменит установленный уровень объемов квот, то это неминуемо приведет к снижению экспорта Беларуси. Проблема квот нашей текстильной продукции для Беларуси весьма актуальна. От их нехватки потенциальные потери республики составляют до пяти миллионов долларов в год. Это шесть процентов экспорта легкой промышленности. — Что конкретно для решения этой проблемы делает МИД Беларуси? — Несмотря на торможение со стороны ЕС, нашему МИДу удалось завязать переговорный процесс с Европейской комиссией. В 2003 году проведены два раунда консультаций по вопросам режима торговли нашими текстильными изделиями со странами ЕС в 2004 году. Достигнута договоренность о продлении существующего соглашения по торговле текстильными изделиями между Беларусью и Евросоюзом с 1 января 2004 года сроком на один год. Соглашением предусматривается повышение действовавших в прошлом году квот. Кроме того, с 1 мая нынешнего года квоты скорректированы в сторону увеличения. Это касается объема среднегодового экспорта белорусских текстильных изделий в страны, вступившие в Евросоюз. Такое решение соответствует поручению правительства республики и позиции концерна «Беллег-пром». Под давлением наших аргументов представители Еврокомиссии откровенно признали, что сегодня экономические предпосылки сохранения квот на импорт белорусского текстиля отсутствуют. Однако Еврокомиссия оказалась не готова к кардинальному решению – отмене квот. Мы настаиваем на новом раунде переговоров. Ведь расширение Евросоюза можно классифицировать как существенное изменение условий сотрудничества. А это в соответствии с нормами международного права является юридическим основанием для пересмотра названного мною соглашения. Поэтому с большей степенью уверенности можно ожидать, что ЕС будет вынужден пойти на новые переговоры сразу в ближайшее время. Здесь важно, как будет воспринята белорусская инициатива по пересмотру и отмене квотирования на импорт текстильных товаров в ЕС. В рамках работы межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству мы уже заручились поддержкой в решении данного вопроса ряда стран, вступивших в Евросоюз. Это Литва, Латвия, Эстония, Польша, Венгрия, Словакия. — Александр Юрьевич, какие изменения ожидаются в тарифном и нетарифном регулировании внешней торговли при расширении ЕС? — Переход стран, о которых идет речь, на общий таможенный тариф и генеральную систему преференций Евросоюза может принести как ощутимые выгоды белорусским экспортерам, так и создать дополнительные тарифные барьеры. Например, условия доступа наших товаров на венгерский, польский и чешский рынки в целом улучшаются, поскольку ставки таможенных пошлин в этих странах до вступления были выше, чем в ЕС. В то же время условия для нашей продукции ухудшатся на рынках стран Балтии. В целом, средний таможенный тариф для новых членов сократится в 2 раза, и это весьма позитивный элемент расширения. Евросоюз предоставляет Беларуси в одностороннем порядке режим торговых преференций. С учетом этого не будут облагаться таможенными пошлинами при ввозе из нашей республики на территорию новых членов ЕС товары, составляющие основу нашего экспорта. Это нефтепродукты, тракторы, холодильники, металлопрокат, некоторые виды пиломатериалов, мебели, цемент, силикатный кирпич и другое. Значительная активизация поставок в первой половине текущего года, а также договоренности, о которых я говорил выше, в целом позволят сохранить объемы поставок белорусского хлорида калия. И, соответственно, поступление валютной выручки в нашу республику на сумму порядка 50 миллионов долларов. Кроме того, планируется увеличение примерно на 30 тысяч тонн поставок хлористого калия на заводы по производству сложных удобрений в Хорватию, Югославию и Румынию. Они имеют возможность экспортировать свою конечную продукцию, в том числе и в страны – члены ЕС. Положительным моментом является также то, что со вступлением в ЕС Венгрия, Литва и Польша отменят антидемпинговые меры, которые они ранее ввели в отношении некоторых белорусских товаров. Вызывает озабоченность возможность повышения тарифных ставок на транзит белорусских грузов через территорию стран Балтии и перевалку в портах. Это может негативно отразиться на экспорте в третьи страны наших нефтепродуктов, калийных и азотных удобрений. От Латвии, Литвы и Эстонии получены заверения, что они не планируют повышения тарифов. Потому что вопросы тарифной политики в области железнодорожного транспорта находятся в компетенции правительств и компаний стран, а не общих органов ЕС. В условиях жесткой конкуренции в рамках общего рынка Евросоюза страны Балтии будут заинтересованы в том, чтобы сохранить, а возможно, и улучшить транзитный режим для белорусских товаров. Как бы ни складывалась ситуация во внешней торговле после расширения ЕС, Беларусь объективно оказывается в сфере притяжения единого европейского рынка. Это должны учитывать и мы, и наши западные партнеры. Предлагая пути решения тех или иных вопросов, мы не выступаем в роли просителей. Беларусь живет в общем европейском доме и, как любое государство, отстаивает свои национальные интересы. — Благодарим вас, Александр Юрьевич, за глубокий анализ проблем нашего экспорта, которые могут возникнуть в связи с расширением Евросоюза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter