«Мы не имеем права опускать планку»

Старейшее в республике учреждение образования – Марьиногорский государственный ордена «Знак почета» аграрно-технический колледж имени В.Е.Лобанка в эти дни отмечает 130-летний юбилей

Старейшее в республике учреждение образования – Марьиногорский государственный ордена «Знак почета» аграрно-технический колледж имени В.Е.Лобанка
в эти дни отмечает 130-летний юбилей. Возраст, разумеется, не главный критерий вклада любого коллектива в достояние страны, общества. Но здесь случай особый. Созданная в Марьиной Горке в 1876 году сельскохозяйственная школа была вторым после БСХА
(1840 г.) специальным учебным заведением в Беларуси.

С чем пришел коллектив преподавателей и учащихся к такой солидной знаменательной дате? С этого вопроса мы и начали беседу с директором колледжа Федором Супруном.

— Для нас всегда главным делом было качество учебного процесса, а главным результатом усилий – глубокие знания учащихся. По этим позициям колледж всегда занимал лидирующие места среди однотипных учреждений. И мы не имеем права опускать эту планку.

По количеству учащихся наш колледж также самый крупный в республике. На стационаре у нас обучается 1200 человек, на заочном отделении — 540.

— Какие изменения, кроме переименования техникума в колледж, произошли за последнее время? Помню, еще пять лет назад учебные заведения сетовали на отставание в практическом освоении новой техники из-за слабой материально-технической базы, в то время как в хозяйства новинки начали активно поступать.

— Не погрешу против истины, если скажу, что в последние два года произошел резкий перелом. Благодаря поддержке государства материально-техническая база колледжа значительно обновилась. Мы получили новейшие образцы минских тракторов, в частности
МТЗ-1221, МТЗ-921, садовый МТЗ-320. А потом еще и целый шлейф машин и механизмов: сеялку, протравитель семян, культиваторы, картофелесортировальный пункт, зерноуборочный комбайн «Лида» и т.д. То есть практически весь набор техники для изучения воспитанниками и обеспечения технологического процесса при возделывании зерновых, картофеля, других культур.

— В бытность, когда учебное заведение функционировало как совхоз-техникум, при нем имелось огромное подсобное хозяйство. Случалось, что это мешало нормальному учебному процессу, но вместе с тем именно здесь ребята набирались опыта. А где учащиеся постигают практические навыки сейчас?

— За нами закреплено 250 гектаров земли, в том числе 160 гектаров пашни. Их них 50 мы отвели под плодовый сад, на 21 га уже высажены подвои. Рассчитываем уже нынче получить первый урожай.

Мы решили заняться садоводством, зная эту отрасль как наиболее рентабельную и перспективную. Уже в 2010 году рассчитываем получить около 700 миллионов рублей. Но это дело довольно хлопотное, особенно на стадии формирования. Уход за  садом требует гораздо больше времени и средств, чем, скажем, зерновые культуры.

С другой стороны, кто, если не мы, стоящие ближе к аграрной науке, владеющие специальными знаниями, будет реализовывать государственную программу развития садоводства в республике? Мы заложили плантацию земляники садовой в один гектар, и она уже дает урожай. Намерены расширить ее до 3 гектаров, поскольку спрос на ягоду очень высокий. Занимаемся выращиванием смородины, лекарственных трав.

На своей земле мы отрабатываем передовые технологии. Получаем с гектара по 50 центнеров зерновых, 200 — картофеля. Здесь все подчинено получению прибыли, чтобы иметь средства для развития.

— Много лет назад техникум готовил специалистов по плодоовощеводству. Поскольку теперь эти направления получают в Минской области и республике дополнительный толчок к развитию, может быть, следовало бы вновь ввести этот профиль?

— Об этом мы уже подумывали. Но прежде, чем начать готовить кадры по той или иной специальности, мы изучаем спрос на них в обслуживаемом регионе, согласуем наши планы с облисполкомом.  Возникнет потребность ввести обучение – мы будем готовы. Плодоовощеводство как дисциплина присутствует в учебных планах на агрономическом отделении.

— Сколько выпускников и с дипломами каких специальностей покидают стены колледжа теперь?

— Ежегодно мы готовим 350—375 агрономов, техников-механиков, техников-электриков. Цифра меняется в зависимости от того, сколько удается набрать на платную форму обучения. Готовим кадровое пополнение в основном для Минской области, но учатся ребята и из других областей из числа тех, кому удобней добираться к нам.

Трудоустраиваем мы всех выпуск­ников-бюджетников и даже платников при их желании. С закреплением проблема более сложная. Часть юношей после учебы идет в армию, и затем они могут вернуться к прежнему месту работы, а могут и не вернуться. На закрепление влияют обстановка в трудовом коллективе, зарплата, перспектива получения жилья и т.д.

— Федор Владимирович, и все-таки изменение статуса внесло какие-то перспективы в учебный процесс? Скажем проще: чем колледж отличается от техникума?

— Во-первых, на этом этапе у нас введена новая специальность «управление в агропромышленном комплексе», т.е. начали готовить управленцев. Во-вторых, кроме сельскохозяйственных дисциплин, теперь широко изучается менеджмент, экономика. Введен курс «Международные экономические отношения», который, кстати, преподаю я.

Известно, передовые хозяйства теперь выходят на прямые связи с предприятиями переработки, поставщиками оборудования и специальность управленца становится все более и более востребованной. В прошлом году состоялся первый выпуск, в нынешнем – второй. Два специалиста этого профиля направлены в СПК «Голоцк» Пуховичского района — хозяйство, которым я руководил 16 лет.

— Насколько тесные связи у вас с аграрными вузами республики? Ведь многие выпускники желают продолжать учебу, получить высшее образование.

— У нас существует прямая интеграция с Белорусским государственным аграрно-техническим университетом. Наши выпускники могут поступать туда по непрерывной системе обучения и учится по сокращенной программе – 3 года. Отзывы преподавателей БГАТУ о наших воспитанниках самые хорошие. С нашими ребятами работать в вузе гораздо легче, чем с теми, кто пришел со школьной скамьи.

Полученные в колледже знания помогают дальнейшей учебе в других вузах. А самое главное – плодотворно трудиться на любой из должностей в сельскохозяйственных и других организациях.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter