“Мы научились работать”

  Лучший руководитель года

Евгений Пахилко родом с Витебщины. В деревне в Полоцком районе, где прошли его детство и юность, уже многое изменилось. Но осталась память. О небогатом укладе той сельской жизни, о земляках.
Село, уважение к которому он пронес через всю свою жизнь, наложило отпечаток на его судьбу. Почти вся трудовая биография Евгения Поликарповича связана с сельхозмашиностроением. 30 лет назад стал работать в ОАО “Бобруйскагромаш” (тогда предприятие называлось иначе). Вначале главным инженером. Затем на протяжении уже многих лет и до сегодняшнего дня — генеральным директором.
После распада Советского Союза завод, как, впрочем, и весь машиностроительный комплекс, оказался в нелегком положении. Многие тогда ушли с него в поисках лучшей доли. Генеральный директор остался с коллективом. Вместе искали пути выхода из кризиса. Во многом благодаря обширным знаниям и огромному опыту, житейской мудрости этого человека предприятие сумело не только выжить, но и стало одним из ведущих в отрасли. Таким оно остается и по сей день.
С хорошими результатами закончил коллектив прошлую пятилетку: все показатели социально-экономического развития выполнены и перевыполнены. Это по достоинству оценило руководство страны. За большой личный вклад в развитие отечественного сельхозмашиностроения указом главы государства Евгений Поликарпович Пахилко награжден орденом Отечества III степени. Белорусская научно-промышленная ассоциация и Белорусский союз нанимателей присвоили ему звание “Лучший руководитель 2005 года”.
Сегодня этот опытный управленец по-прежнему успешно руководит вверенным ему коллективом. Он знает, что и как надо делать, и делает это с энтузиазмом и ответственностью.
По просьбе “Народной газеты” патриарх отечественного сельхозмашиностроения рассказывает о родном коллективе, делится соображениями о путях развития отрасли, предлагает нестандартные решения многих проблем.

От двух до сорока

Завод и я росли вместе. С первых машин, с первых объектов, с первых мощностей.
Действительно, в 70—80-х годах предприятие было одним из ведущих в Советском Союзе по производству сельскохозяйственной техники, хотя выпускали мы тогда всего лишь два вида машин для внесения жидких и твердых органических удобрений. Объемы производства были громаднейшими: рынок сбыта включал в себя и страны социалистического лагеря, и капиталистические державы. Все было хорошо до известных всем событий. Не стало Союза — все пошло кувырком.
Перед коллективом встал вопрос: как быть? Дело в том, что очень многие предприятия сельхозмашиностроения в ту пору из-за возникшей неразберихи в обществе прекратили свое существование. Иные — как, к примеру, завод “Могилевсельмаш” — перепрофилировались. Мы же решили остаться в системе сельхозмашиностроения. Время показало, что это было верное решение.
Вставать на ноги было тяжело. Но уже в то нелегкое для нас время мы твердо решили отойти от двух наименований машин и пойти путем перепрофилирования производства с массового на серийное, мелкосерийное и даже индивидуальное широкой гаммы техники для нужд АПК. Однако недостаточно было только произвести ту или иную машину. Гораздо важнее было ее продать. Через неудачи, через множество проб и ошибок мы медленно, но уверенно и настойчиво “лезли” на все рынки. Российские, украинские, стран СНГ, западные. Медленно, но уверенно набирали количество новых машин. Вначале работа по всем возможным и невозможным регионам завершалась продажей в количестве от одной до пяти штук. Однако мы не отступали. Всячески пропагандировали свои изделия на различных семинарах для сельхозпроизводителей, которые сами же и устраивали. Выезжали в хозяйства, показывали наши машины в работе. Постепенно между нами и потребителями нашей техники стало больше доверия и взаимопонимания. Исчезли отчуждение и взаимная подозрительность. Это, что вполне естественно, дало положительные результаты. В настоящее время наши машины признаны не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Мы выпускаем около сорока изделий. Это уже не отдельные агрегаты, выполняющие какую-то одну операцию, а комплексы, обеспечивающие реализацию всего технологического процесса в той или иной отрасли сельскохозяйственного производства.

Нам есть что предложить

В отличие от начала 90-х годов сегодня у нас качественно новые и дела, и мысли, и задачи. Особенно удачной оказалась прошедшая пятилетка. Мы вышли на прежние объемы по производству продукции, восстановили присутствие на прежних и нашли много новых рынков сбыта. Нам удалось — что очень важно для меня — выполнить все наши планы по инвестициям.
Наметилась неплохая динамика по рентабельности. Сегодня она составляет 12 процентов. Конечно, этого недостаточно. Но это уже не прежние 3—4 процента. А ведь, чего греха таить, бывало, что мы работали даже с убытками. Теперь с этим покончено, производство становится все более высокоэффективным.
За счет чего же стали возможными все наши достижения? За счет того, что нам есть что предложить потребителям.
На мой взгляд, мы многое сделали в плане повышения качества нашей продукции. Конечно, не все вопросы здесь решены. Резервы есть. Но мы уже значительно приблизились к уровню ведущих мировых производителей сельскохозяйственной техники. По качеству выполнения технологического процесса наша техника ничуть не хуже, а по некоторым показателям и превосходит ее. Она надежная и удобная в работе, недорогая, хорошо знакома механизаторам. А главное, она изначально создавалась с учетом наших условий эксплуатации, да и налаженная система сервиса многое значит. Условия приобретения — довольно выгодны: мы все чаще и шире используем различные формы продаж с использованием кредитных и лизинговых схем. В общем, сегодня уже стали надежными партнерами крестьян. Это огромное достижение всего нашего коллектива. С удовлетворением хочу отметить усилия многих его представителей, особенно конструкторов, технологов, которые очень много сделали на начальном этапе становления предприятия.
Подчеркну и такую важную особенность: мы поднялись до уровня нынешнего производства, освоили выпуск широкого спектра агротехники практически без какой-либо помощи со стороны.
Известно, что на 2001—2005 годы Президентом страны были определены напряженные задачи: увеличение объемов производства, рост номенклатуры по товарам народного потребления, увеличение экспорта, выход на запланированные темпы в строительстве жилья. Все эти показатели нами были не только выполнены, но и перевыполнены. Поэтому оценка работы и коллектива, и моей лично со стороны главы государства и правительства была соответствующей.
Мы хорошо поработали в прошлом году. Этому способствовало и то, что страна приступила к реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы. У нас наконец-то появился госзаказ. Наша востребованность стала еще заметнее и на государственном уровне. Поэтому сегодня у нас другая постановка вопроса, другие мысли, другие задачи, нежели в период выживания. Это придает нам оптимизма. Мы стремимся лучше работать и больше зарабатывать.
Предприятие стабильно выплачивает заработную плату. Она постоянно увеличивается. Не хаотично и скачкообразно, а системно и динамично. В Бобруйске по уровню средней заработной платы мы находимся на третьем месте. Не помню случая, чтобы завод не рассчитался вовремя за потребляемые энергоресурсы или задержал какие-либо другие платежи, в том числе в бюджет. Мы своевременно расплачиваемся со всеми, кому должны. Хотя — об этом тоже следует сказать — дается это нелегко. Приходится много и напряженно работать.

Для матери все дети одинаково дороги

Считаю, что Беларусь сегодня обладает значительным потенциалом в отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Есть современные — европейского и даже мирового уровня — предприятия. Имеются высококвалифицированные кадры. Появились хорошие разработки современных машин. Национальным достоянием можно назвать то, что страна сумела наладить у себя выпуск комбайнов, энергонасыщенных тракторов, другой высокоэффективной техники. Естественно, внимание к таким предприятиям со стороны государства повышенное. Наш завод на фоне промышленных гигантов выглядит скромнее. Но давайте зададимся вопросом: не будь наших прицепных машин — с чем тогда работать тому же трактору? Поэтому и о нас не следует забывать, когда решается вопрос поддержки отечественного производителя. Для матери ведь все дети одинаково дороги, и о каждом из них сердце у нее болит одинаково. Впрочем, мы искренне благодарны за поддержку в решении многих принципиальных вопросов и министру промышленности Анатолию Русецкому, и первому заместителю премьер-министра Владимиру Семашко. При них сельхозмашиностроение получило значительный импульс к развитию.

Они мягко стелют

Необходимо серьезно совершенствовать систему внедрения машин в производство. Для этого не следует замыкаться в своем кругу, а активнее изучать западный опыт. Не надо стесняться, что кое в каких вопросах мы еще недостаточно сильны. Порой проще приобрести уже запатентованные узлы и детали, чем тратить время и деньги на их разработку и внедрение. Это обеспечит и значительно более быстрое освоение производства новых видов техники, и высокий технологический уровень всего изделия в целом, и конкурентоспособность нашей отрасли, да и белорусского сельского хозяйства. Но, по моему мнению, увлекаться использованием такой схемы нужно в определенных пределах. Предельный вес импортных комплектующих не должен превышать 20—25%.  В противном случае мы не только никогда не научимся создавать хорошие машины, но и разучимся делать то, что уже умеем. А ведь мы можем производить хорошие машины. Следует только учитывать современные тенденции развития отрасли и достижения мировой практики. Ситуация здесь должна быть абсолютно контролируемая и регулируемая.
Сегодня в стране идет энергичная работа по созданию и освоению производства комплексов машин, необходимых для реализации всех технологических процессов в сельском хозяйстве. К сожалению, этот процесс несколько отстает от потребностей агрокомплекса. Этот дефицит иные наши руководители и специалисты АПК пытаются восполнить за счет закупок соответствующих машин за рубежом. При этом решения зачастую принимаются чисто субъективно, на эмоциональном уровне. Увидели красивую импортную машину — и восхищаются: “Какая хорошая! Обязательно покупаем!” А посчитать экономическую эффективность таких, зачастую громадных, вложений не удосуживаются. Практика показывает, что далеко не всегда использование западной техники экономически оправдано и приводит к лучшим результатам. В первую очередь это касается удельных затрат на тонну продукции или гектар угодий. Западные поставщики мягко стелют, но спать, как утверждает известная поговорка, в подобных случаях бывает не всегда неудобно.
В этом, кстати, убеждает и опыт соседней России. Там несколько лет назад тоже делали ставку на западные машины. Но когда столкнулись со всеми теми проблемами, о которых говорилось выше, резко поменяли свои приоритеты. Теперь российские земледельцы все более активно используют технику, производимую в самой России и странах СНГ.
Нам говорят: “Создавайте совместные производства с западными фирмами”. Сама по себе такая постановка вопроса уместна. Но на собственном опыте мы убедились, что машины совместного производства в итоге оказываются не многим дешевле “первоисточников”. При этом иностранные партнеры в основном предлагают для совместного производства машины предыдущего поколения, которые уже снимаются с производства на их исторической родине. Хотя, чего греха таить, иногда и эта техника помогает нам сделать шаг вперед в своем развитии.
Но, даже принимая во внимание вышесказанное, мое мнение таково: доля импортных узлов и комплектующих при совместном производстве не должна превышать порога 20—30 %. Остальное мы просто обязаны производить у себя. Что же касается полнокомплектной техники, то объемы ее закупок должны регулироваться государством.

Доверьтесь профессионалам

Белорусское село благодаря мощной поддержке государства сегодня активно развивается. Появляются новые технологии, требующие соответствующего технического обеспечения. Естественно, появляется и необходимость в производстве новых машин. Заводы готовы их освоить. Но здесь необходим рациональный подход. Это дело следует поручать настоящим профессионалам: предприятиям, которые располагают соответствующими мощностями, технологическим обеспечением производства, слаженным и высококвалифицированным коллективом, способным в кратчайшие сроки освоить новые технологии. Ведь это только кажется, что все просто. На самом деле все гораздо сложнее. У нас же иногда на областном уровне приходится слышать высказывания: “Нельзя выпускать деньги из региона. Давайте поручим производство новой машины своим заводам. Пусть они осваивают ее для нужд наших хозяйств”. Это в корне неправильное решение. Заводы, многие из которых прежде основательно не занимались сельхозмашиностроением, не имея соответствующий организационной и технологической базы, не смогут обеспечить производство качественной и конкурентоспособной техники. Будут истрачены бюджетные деньги, упущены время и возможности, а хорошей машины может так и не появиться, и в конце концов сельчане вынуждены будут прибегнуть к закупкам иностранной техники. А после инициаторы таких непродуманных решений еще и упрекнут нас: дескать, не могут “свои” делать хорошую технику.
Сегодня в Минпроме принято стратегически правильное решение о создании глубокой внутренней кооперации. Высокоспециализированные, с хорошим уровнем качества, с низкими ценами предприятия станут производить узлы и детали, которые впоследствии будут использованы для производства отечественной сельскохозяйственной техники. Эта внутренняя кооперация послужит основой для взаимодействия наших предприятий, расположенных по всей Беларуси. Таким образом, не надо будет беспокоиться об “утечке” денег из того или иного региона.
Должно быть разумное разделение: кто и что может и должен делать. Не надо нам поощрять изжившую себя отверточную сборку, на которую способны лишь недостаточно подготовленные в профессиональном плане предприятия. Сегодня в производстве сельхозмашин необходимо добиваться максимального сочетания цены и качества. Такая техника будет обязательно востребована сельчанами.

Выгода — обоюдная

Для нашего завода очень важна кооперация в рамках СНГ. Ведь что там ни говорите, но прежние республики, а ныне суверенные государства имеют очень много общего. Мы плотно работаем с Российской Федерацией, где у нас четыре совместных производства. Они охватывают такие регионы, как Барнаул, Вологда, Краснодар, Нижний Новгород, Екатеринбург, Подмосковье. Нашли схему, которая оказалась выгодной для обеих сторон. На совместные производства отдаем определенные объемы по согласованной номенклатуре узлов и деталей, используемых в машинах совместной сборки. Отдаем часть сборочных работ. Проводим там испытания машин. Это хорошо и для нас, и для россиян. Имеем поддержку администраций тех регионов, где благодаря совместным производствам появились дополнительные рабочие места, улучшилась ситуация с обеспечением современной  техникой, в первую очередь для кормозаготовки. При этом создаются абсолютно понятные и комфортные условия для сервисного обслуживания техники в конкретном регионе. Главное для нас — не только “втолкнуть”, но и обеспечить гарантийную и сервисную поддержку процессу продвижения наших машин и их  последующему закреплению на рынке. Созданные СП являются теми “якорями”, которые держат и цементируют этот процесс на всей территории Российской Федерации. А это тем более важно, что на Россию приходится порядка 80 процентов всех наших экспортных поставок.
Два совместных производства созданы также в Украине. Благодаря этому наше присутствие на украинском рынке значительно укрепилось. Подобные вопросы прорабатываем с Казахстаном, другими государствами Содружества.

Главное достояние — коллектив

А все-таки в основе всего, чего мы достигли, наши люди. С удовлетворением могу отметить, что на заводе создан квалифицированный производственно-технический потенциал. Имеется крепкая команда из представителей рабочих профессий. Очень много квалифицированных специалистов разных специальностей. Если же увеличиваются объемы производства, растет динамика продаж, то растет и благосостояние коллектива. У нас солидная социальная сфера — в расчете на одного работающего она самая высокая в Бобруйске. В прошлом году завершили строительство кооперативного дома на сто квартир. В позапрошлом — построили 26 квартир усадебного типа. Имеем пять малосемейных общежитий. Формируем очередной жилищный кооператив. Понимая, насколько сложно решать людям жилищные вопросы, помогаем им беспроцентными кредитами. Заботимся о создании надлежащих условий на производстве, организации отдыха работников завода и их детей. Способствуем в решении самых разных житейских вопросов.
Работы впереди много. Главное, что сегодня многое получается. Положительные тенденции видны каждому работающему. Поэтому каждый работник ценит свое место на заводе и стремится трудиться еще лучше.

Послесловие

Представитель ООО “Глория” Республики Калмыкия из г.Элиста Александр Бембинов приехал на “Бобруйскагромаш” в тот же день, что и мы. Нам он показал ходатайство министра сельского хозяйства Калмыкии О.Демкина. В канун предстоящего сенокошения министр просил агромашевцев продать партию пресс-подборщиков. Общая сумма сделки — 20 миллионов российских рублей. Бобруйская техника хорошо знакома калмыцким механизаторам, отсюда и желание ее закупать, пояснил Александр Бембинов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter