“Мы, как бабочки, не успеваем понять основы мироздания...”

Фильм Станислава Говорухина “Не хлебом единым” получил Гран-при многих фестивалей: “Окна в Европу” в Выборге, “Листопада” в Минске, “Литературы и кино” в Гатчине, Нового российского кино в Челябинске. Режиссер считает, что снял картину по послевоенному роману Дудинцева по заказу “своих” зрителей, потому что “прекрасно знает, чего они хотят и что им нужно”. Признание, достойное депутата Государственной Думы России. Сегодня Станислав ГОВОРУХИН отвечает на вопросы “СВ”.

— Станислав Сергеевич, недавняя дата — 10-летие со дня подписания соглашений по поводу строительства Союзного государства — показала, что проблем на пути интеграции России и Беларуси немало. Каково ваше отношение к идее создания Союзного государства и почему, на ваш взгляд, возникает столько препятствий на пути ее осуществления?
— То, что это необходимо и очень важно, понятно, но ведь стоит нам объединиться, как это может быть воспринято как плохой знак на Западе. Там хорошо понимают, что этого следует опасаться, они и деньги большие вкладывают, и немало усилий прилагают для того, чтобы оторвать от России ее родные народы, например, Украину. То же самое и с Беларусью, но в Беларуси сильный лидер, который умеет держать удар. А людей, которые против Союзного государства — их можно назвать “пятой колонной”, — у нас в России, к сожалению, хватает.
— В девяностых годах, когда разваливался Советский Союз, особенно активно муссировалась тема “кто кого кормит”. Не так давно в передаче Владимира Соловьева “К барьеру!” противники Жириновский и Немцов тоже пытались взвесить на весах, выгоден ли России союз с Беларусью. А вы как считаете, поддаются ли арифметическому подсчету союзнические отношения?
— Конечно, не поддаются, потому что это братские отношения. Даже не так: жители Украины, России и Беларуси — это один и тот же народ, а какой же между братьями может быть подсчет, если и там и здесь живут родные друг другу люди?! Просто сейчас наступил циничный век. Дружба дружбой... А люди ведь и задуманы Господом Богом, чтобы помогать друг другу.
— Среди разговоров о том, “кто кого кормит”, прозвучало много упреков по поводу “дешевого газа” для белорусов...
— Беларусь ни в какие времена не была для России нахлебником. Там народ работящий, и если у них нет газа, то это не их вина. В любом случае белорусы в долгу никогда не останутся.
— Все-таки вы оптимист или пессимист в отношении объединения России и Беларуси? Не кажется ли вам, что распад огромной страны — явление временное? Некоторые ученые, специалисты считают, что лет через десять-пятнадцать вновь образуется могучее панславянское государство...
— Жизнь так быстротечна, мы же, как бабочки, не успеваем даже понять основы мироздания, мы не осознаем, что такое бесконечность, а нам все предлагают мыслить историческими категориями. Почему через 10—15 лет? Откуда взялись эти цифры? Украина оторвана надолго. Несмотря на победу Януковича, все равно там будет чисто проамериканское, прозападное правительство, которое все усилия будет тратить на то, чтобы окончательно оторвать страну от России с помощью западных денег. Запад заинтересован, чтобы Россия развалилась. Здесь все мировые запасы, а впереди энергетический кризис, значит, если Россия объединится с Беларусью, она усилится, а не ослабится, это же очевидно. И этому будут мешать.
— Говорят, вас в Думу призвало кинематографическое начальство — для спасения кинематографа. Это верно?
— Ну, не только оно — и Лужков, и руководство партии “Единая Россия”. В Госдуме я с 1993 года, был, правда, перерыв с 2003 по 2005 год. Но проблемы культуры, искусства и кинематографии не самая главная моя задача. У меня есть еще округ, в котором живет миллион человек, и многие идут со своими проблемами к депутату. Людей волнует, когда их будут выселять из пятиэтажек, как противостоять точечной застройке, когда в Новопеределкине, где живут 86 тысяч жителей, построят кинотеатр...
— В какой стадии возрождения, по-вашему, находится наш кинематограф? Определения ведь звучали самые разные.
— Единственная отрасль народного хозяйства, которая восстановлена полностью — это киноиндустрия. Благодаря Государственной Думе был принят ряд протекционистских законов, освободивших кино от НДС.
Но говорить о возрождении кинематографа рано: киноиндустрию-то мы восстановили, вместе с документальными, короткометражными и мультипликационными фильмами снимаем чуть ли не по 500 лент в год. Больше, чем в России доперестроечной, но качество фильмов пока неудовлетворительное. И самое страшное — мы воспитали за эти 15—20 лет другую публику, которая ничего не читает и требует продукции соответственной — “Ночных дозоров” и т.п. А чего вы хотели — они воспитаны на американском кино.
— И как эта публика воспринимает ваш новый фильм “Не хлебом единым”?
— Да никак. Представляю такой зал: там будут сидеть пять-семь тинейджеров и еще 30 процентов откровенных дебилов... И что, они будут смотреть “Не хлебом единым”? Им подавай стрельбу, кровь, порно. Зато у тех десятков миллионов советских зрителей, назовем их так, получивших хорошее образование, читающих литературу, нашу и зарубежную, воспитанных на настоящем искусстве, мой фильм пользуется успехом, хотя в кино они не ходят. У кого-то нет денег, кому-то противен дух кинотеатров, где жрут попкорн, разговаривают по мобилам, перекрикиваются. Но все мои зрители посмотрели этот фильм — по телевидению, к сожалению, на видеокассетах и дисках, на фестивалях. У этого зрителя фильм пользуется любовью, и любовь эта будет расти день ото дня. Загляните в Интернет: “ Когда у нас будут снимать не дешевые боевики типа “Бумера”, не тупое фэнтэзи типа “Дозоров”, а настоящее русское духовное кино?”, “Спасибо вам за творчество, за фильм “Благословите женщину”, за ваш новый фильм, все, что вы делаете, дорогого стоит”. Там стихов огромное количество и т.д.
— Почему центром ваших фильмов “Благословите женщину” и “Не хлебом единым” стала женщина — стоик, идеалистка? Образ, оторванный от современных реалий?
— Ну, это фильм о событиях 50-летней давности (и предыдущий тоже), о стране, которой уже нет, о людях, которые уже не родятся. Как же он может быть современен? Если сегодня живут другие люди, если для них главное — доллар, если духовность, по-моему, вышиблена до дна из каждого человека...
— То есть вы сознательно сделали сказку для нашего времени?
— Какая же это сказка? Это реалистический фильм, он именно этим и поражает людей, что абсолютно достоверен. Вы что, не жили в то время? Родились после перестройки?.. И вообще, при чем здесь “наше время”? А если мы будем снимать о Французской революции, тоже будем говорить о “непохожести” тех людей на современников? А Толстого тоже не надо читать, или Чехова, они тоже не для “нашего времени”?!.
— Сегодня многие говорят о том, что грядет эпоха матриархата. У вас таких мыслей не было, когда вы воспевали женщину?
— Никогда этого не слышал и считаю это абсолютной ересью, глупостью. Никакого матриархата, разве мужики отдадут свое место во власти?
— Тем не менее женские образы у вас явно превалируют над мужскими.
— Тем не менее призы получают мужчины.
— Ваш новый фильм по морскому рассказу Константина Станюковича, насколько я знаю, он называется “Пассажирка”, снова о женщине?
— А-а, “Пассажирка”, это не скоро.
— Как вы считаете, телевидение может сделать сегодня что-то хорошее для зрителя?
— Много хорошего может сделать, если захочет. К сожалению, сегодня и телевидение бездуховно и кроме вреда, по крайней мере молодому поколению, ничего не приносит. А взрослого зрителя, в подавляющем большинстве, просто раздражает. Так что на сегодняшний день оцениваю ТВ как очень вредную вещь. На всех встречах со зрителями и избирателями мне задают один и тот же вопрос: когда вы остановите это безумие?! Когда телевидение прекратит калечить души наших детей? Вот что я слышу постоянно.
— В последнее время есть признаки оздоровления, вы не заметили?
— Ну, везде идет некоторое оздоровление, не только на телевидении. Но это общество начинает возмущаться, поэтому и телевидение немножко меняется. Люди уже возмущены до глубины души — и рекламой, и безнравственными фильмами. Ребенок же получает все плохое сегодня из фильмов.
— Скажите, а сами не планируете каких-либо проектов?
— Все мои проекты идут по ТВ.
— Это фильмы. А телепередачи?
— Такого нет.
— А не было ли мысли показать сегодняшним зрителям документальную кинотрилогию “Так жить нельзя”, “Россия, которую мы потеряли”, “Великая криминальная революция”, которую вы сняли в девяностых? Истоки того, что сейчас происходит, кроются в том времени.
— Правильно, все пути к будущему находятся в нашем прошлом, это вам скажет любой историк. Человеку, владеющему прошлым, принадлежит будущее. Что ж вы тогда удивляетесь, что я снимаю кино о тех женщинах и тех мужчинах — из пятидесятых годов? О том времени?.. А документальное кино актуально, пока является свежим продуктом, тогда его и нужно употреблять.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter